Маркетри
Маркетри - художественный набор из различных по цвету деревянных пластинок с наклеиванием на основу.
Условия для появления маркетри появились после изобретения во второй половине ХVI в. станка для производства пиленого шпона. С этого момента шпоном стали ценные породы: черное, красное, розовое дерево - ими стали облицовывать мебель из местных недорогих пород.
В маркетри существуют два процесса. Врезка по
определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой породы или другого
цвета древесины. Облицовывание - нанесение всего набора на украшаемую
поверхность изделия.
Итак, что же делает мастер, чтобы в результате
получились изделие в технике маркетри:
Сначала определяется рисунок, который будет
изображен на изделии. На основе этой картинки прорисовывается предварительный эскиз.
Далее готовый эскиз масштабируется под требования
готового изделия и переносится на миллиметровую бумагу. Отталкиваясь от того,
какой сложности должна быть законченная работа, мастер растушевывает этот эскиз
на более темные и более светлые детали с количеством полутонов доходящим до
сотни. На следующем этапе каждому полутону подбирается свой шпон.
Следующим шагом, детали готового макета переносятся на листы шпона. Сначала
делается основной фон, в который затем врезаются более мелкие детали.
В подавляющем большинстве случаев, элементы рисунков в изделиях, выполненных в
технике маркетри, вырезаются вручную ножом. Чтобы скрыть стыки деталей кромки шпона
вырезуют не под прямым углом, а с небольшим наклоном.
Дальше, после выпиливания всего набора деталей, их собирают в набор, склеивая
специальным скотчем лицевые стороны. При склеивании важно следить за тем, чтобы
между деталями не оставалось просветов. Проклеив рисунок по всем швам проводят
первичный контроль качества: нельзя допустить таких проблем, как нахлест кромок
деталей, зазоры между деталями, смещение текстуры, растрескивание шпона,
неприклеенность скотча к шпону, ее сдвиги или морщинистость.
Тут надо заметить, что набор шпона может быть простым (волокна древесины в
соседних деталях параллельны друг другу) или фигурным, когда волокна создают
свой собственный геометрический рисунок.
После высыхания рисунок готов к наклеиванию на основу. Основой служит фанера. Поверхность основы предварительно готовят, - устраняют вмятины, царапины, сколы и т.п.
Наклеивается рисунок с помощью ПВА дисперсии, - она не оставляет разводов на древесине, высыхая в бесцветную пленку. При наклеивании набора на большую заготовку во избежание коробления, с обратной стороны заготовки наклеивается компенсирующий слой шпона. Причем направление годичных волокон шпона компенсирующего слоя должно совпадать в преобладающим направлением волокон в рисунке. Наклеенный на основу рисунок оборачивают вощеной бумагой и помещают под горячий пресс до полного высыхания.
Готовый мозаичный набор освобождают от скотча,
циклюют и шлифуют. Когда мастер остается доволен гладкостью и чистотой рисунка,
набор отправляется на лакировку.
Каждый рисунок покрывается не менее чем тремя слоями нитроцеллюлозного лака.
Каждый слой по отдельности и все изделие после сбора полируется.