Плоскорельефная резьба по дереву
Плоскорельефная резьба имеет несколько
разновидностей: резьба с заоваленными контурами
(заоваленная, или завальная), резьба с подушечным фоном, резьба с подобранным
(выбранным) фоном. Общим признаком для них является невысокий условный рельеф,
расположенный в одной плоскости на уровне украшаемой поверхности.
Плоскорельефная резьба является как бы переходным видом от контурной к
рельефной резьбе.
Заоваленная резьба, так же как и
контурная, выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка, но выемки
режутся более глубокими, а их грани закругляются (заоваливаются). Как правило,
со стороны форм орнамента выемки режутся и заоваливаются круче, а со стороны
фона — более отлого.
В некоторых случаях фон заоваливают так, что он
нигде не остается плоским. Такой фон называют подушечным, а резьбу — заоваленной с подушечным фоном. По
технике выполнения, внешнему виду и назначению эта резьба мало отличается от
обычной заоваленной резьбы.
Плоскорельефная резьба с
выбранным фоном выполняется так же, как и обычная заоваленная.
формы орнамента остаются плоскими, а края форм круто заоваливаются. Фон в этой
резьбе выбирают на небольшую глубину. Орнамент как бы лежит на ровной
плоскости. Фон иногда чеканят. Игра светотени здесь несколько богаче, чем в
заоваленной резьбе, но также небольшая. Поэтому плоско рельефную резьбу
выполняют в основном на мелких предметах и отделывают полированием.
В развитии плоскорельефной резьбы большую роль
сыграла так называемая абрамцевско-кудринская резьба, которая
возникла в конце XIX в. в подмосковском имении Абрамцево, где была организована
мастерская резьбы по дереву. Многие мастера, работавшие и обучавшиеся в
Абрамцево, жили в соседней деревне Кудрино, поэтому резьба получила название
абрамцевско-кудринской.
Для абрамцевско-кудринская резьбы характерны
растительные мотивы с закругленными листьями (так называемая «пальчатая»
резьба), плоский полированный орнамент, почти полностью закрывающий
поверхность, и матовый тонированный фон с начеканкой узора из точек.