Психология и педагогика

в таблицах и схемах

Содержание образования в современной школе. Планирующая документация

Цель современного образования – развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.

Содержание образования

Учебный план общеобразовательной средней школы — это учебный план, который составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана.

 

Учебная программа - нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

Учебники и учебные пособия — составляются в соответствии с учебными программами.

 

Общее среднее (базовое) образование 

  • Естественнонаучные (биология, физика, химия, математика, астрономия) - знание основных закономерностей развития природы, способов и средств их использования на благо человека. 
  • Гуманитарные (история, литература, обществоведение, география, языки, изобразительное искусство, музыка) - постижение законов общественного развития и социальной природы человека.
  • Трудовой и физической подготовки (трудовое обучение, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, начальная военная подготовка) - укрепляют здоровье, формируют навыки, необходимые будующим труженникам и защитникам.

Профессиональное и среднее специальное образование

  • Знания, умения и навыки, дающие возможнсть заниматься определенным видом деятельности в качестве квалифицированного рабочего или специалиста определенной (средней или высшей) квалификации. 

Составные части каждого направления содержания воспитания:

Знания

В педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание выражено в понятиях, категориях, принципах, законах, закономерностях, фактах, идеях, символах, концепциях, гипотезах, теориях.

Навыки
Это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают в себя знания и навыки.

Умения
Это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают в себя знания и навыки.

Творческая деятельность
Обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений. Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания — формирования всесторонне и гармонично развитой личности, т.е. обеспечивать и умственное развитие, и техническую, и трудовую подготовку, и физическое, и нравственное, и эстетическое воспитание.

Отношения
Включают в себя оценочные суждения и эмоциональные отношения к различным сторонам жизни и деятельности.

Содержание образования - это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определённый уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы.

Учебная программа - нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

Основным документом, регулирующим деятельность учреждений образования в Республике Беларусь, является КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ, утверждённый 13 января 2011 г. № 243-3