Беларусь находится на границе Восточной и Западной Европы, на стыке культурных ареалов. В природно-географическом отношении северная и южная части Беларуси разнятся структурой рельефа, водными системами, характером растительности. Это сказалось на специфике зодчества, поскольку оно зависит от природно-климатических условий и местных строительных материалов.
Так, древнейшие города Беларуси Полоцк и Витебск расположены на берегах реки Западная Двина. В X в. Полоцк стал центром крупнейшего на наших землях удельного княжества, а после принятия христианства по византийскому образцу там был возведен первый крестово-купольный православный Софийский собор, который положил начало белорусскому монументальному зодчеству. Построенный в XI в., собор в середине XVIII в. был основательно перестроен в стиле виленского (позднебелорусского) барокко. Храм и сегодня поражает красотой и величием, в нем и до наших дней сохранились фрагменты кладки XI в., древний фундамент, части столбов и стен, а также удивительные фресковые росписи 2-й половины XI в.
Первый известный по летописи восточнославянский зодчий, монах Иоанн родом из Полоцка, возвел здесь в XII в. небольшой собор Спасо-Преображенского монастыря, который стал выдающимся достижением местной школы зодчества. Вторую региональную школу зодчества древнерусского периода, сложившуюся на западно-белорусских землях, представляет великолепная, украшенная разноцветными гранитно-гнейсовыми валунами и майоликовыми плитками Борисо-Глебская (Коложская) церковь в Гродно.
В XIII в. под угрозой татаро-монгольского нашествия и экспансии Тевтонского рыцарского ордена сформировалось Великое Княжество Литовское. Наступил период оборонного зодчества. Основным видом монументального строительства стали замки с мощными стенами и башнями, возведенные из валунов и большемерного кирпича, опоясанные валами и рвами. Сохранились до наших дней башня-донжон в Каменце (XIII в.), замки в Лиде, Крево (XIV в.), Мире, Несвиже, Гродно (XVI в.). Первые католические культовые постройки несли художественные черты центрально-европейской кирпичной готики. Многочисленные в то время православные храмы превращались в маленькие крепости, фланкируемые на углах боевыми башнями. Среди сохранившихся памятников этого периода – церковь-крепость в Сынковичах, Малом Можейкове (XVI в.).
Экономическое и культурное оживление белорусских городов началось в XVI в., чему способствовало общереформационное движение. Из многочисленных протестантских направлений в архитектуре Беларуси особый след оставил кальвинизм, приверженцами которого стали крупнейшие магнаты. На их средства было возведено значительное число кальвинских «сборов», сочетавших культовую специфику протестантизма и эстетику северного Возрождения.
Реформационное движение в Европе вызвало обратную реакцию со стороны католической церкви – контрреформацию, которую в первую очередь проводил орден иезуитов. Одним из средств убеждения в преимуществе католицизма над аскетичным протестантизмом было пышное сакральное искусство. В это время возник новый архитектурно-художественный стиль барокко, который господствовал в мире на протяжении двух столетий. Так было и в Беларуси, в 1569 г. вошедшей в состав Речи Посполитой.
Первым произведением архитектуры барокко на территории Беларуси стал Фарный костел Божьего тела в Несвиже, центре владений князей Радзивиллов. Строительство храма послужило началом возникновения самобытной архитектуры белорусского барокко. В этом стиле сооружены иезуитский костел в Гродно (XVII в.), костел кармелитов в Глубоком (XVII–XVIII вв.) и др.
В Беларуси XV–XVII вв. основу монументального зодчества и градостроительства составляли монастырские ансамбли многочисленных орденов, которых на территории Беларуси действовало около 20. Панорамы городов и местечек украшали силуэты барочных костелов, устремленных ввысь ажурными башнями. Вторую по значению роль играли светские монументальные постройки – ратуши и резиденции магнатов, созданные в общей с костелами барочной стилистике. Униатские и православные церкви строились преимущественно из дерева, воплощая в себе лучшие традиции народного плотничества.
После присоединения в XVIII в. белорусских земель к Российской империи архитектура и градостроительство подчинились художественным законам классицизма.
Развитие промышленного производства привело к расширению спектра архитектурных сооружений, строительству общественных зданий, банков, театров, вокзалов, учебных заведений, многоэтажных жилых домов. Их художественный образ в XIX в. нес черты эклектики, а с начала XX в. – стилей модерн и конструктивизм.
После Великой Отечественной войны была проведена огромная работа по восстановлению разрушенных городов и сёл, а также по строительству новых населенных пунктов (Светлогорск, Солигорск, Новополоцк, Новолукомль и др.).
Современная архитектура Беларуси конца ХХ–ХХI вв. отличается применением новых технологий и форм, новыми интерпретациями архитектурно-художественных стилей (Железнодорожный вокзал в Минске, создатели которого были удостоены Государственной премии Республики Беларусь в 2005 г., Дворец Республики, Национальная библиотека Беларуси, Минск-Арена, Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны и др.). На рубеже ХХ–ХХI вв. в городах республики возведено значительное число культовых зданий.
Последнее десятилетие отмечено общим улучшением состояния памятников каменного сакрального зодчества, в том числе благодаря деятельности религиозных общин. Продолжаются работы по реставрации Коложской церкви в Гродно, Фарного костёла Божьего Тела в Несвиже Минской области, в Спасо-Преображенской церкви в Полоцке.