Экспериментальная и инновационная деятельность

С 01.06.2020 по 01.07.2023 г. в колледже велась работа в рамках проекта «Апробация модели формирования информационной культуры учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования в условиях информационного общества» (руководитель проекта – Марьина Екатерина Владимировна, начальник отдела методического обеспечения содержания и форм воспитательной работы ЦНМОВР УО РИПО).

Цель проекта: разработка и апробация модели воспитания в условиях информационного общества.

Задачи проекта:

  1. Выявить особенности и приоритеты воспитания обучающихся, перспективные направления разработки и использования средств информационных воспитательных технологий в условиях информационного общества.
  2. Разработать модель воспитания обучающихся в условиях информационного общества, повышения профессионально-педагогической компетентности педагогов в сфере формирования информационной культуры.
  3. Обеспечить научно-методическое, организационно-управленческое и информационное сопровождение функционирования модели воспитания в условиях информационного общества, формирования информационной компетентности субъектов образовательного процесса.
  4. Апробировать модель всестороннего воспитания обучающихся, формирования у них ответственного поведения при использовании средств ИКТ в условиях современного информационного общества.
  5. Разработать систему оценки качества формирования информационной культуры участников образовательного процесса в ходе реализации проекта.
  6. Подготовить описание опыта работы по результатам экспериментальной деятельности (проекты, программы, методические рекомендации и др.).
  7. Осуществить трансляцию опыта работы через проведение семинаров, мастер-классов, творческих мастерских, размещение материалов эксперимента в средствах массовой информации.

Участниками экспериментальной деятельности были учащиеся 4 учебных групп (2 группы – экспериментальные, 2 группы – контрольные) и 4 куратора.

В состав творческой группы по организации экспериментальной деятельности входили заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методист, педагог-психолог.

В ходе реализации программы экспериментальной деятельности поставленные задачи были выполнены. Гипотеза о том, что апробация модели воспитания в условиях информационного общества позволит повысить уровень информационной культуры и социальной адаптивности субъектов образовательного процесса, а также уровень профессионально-педагогической компетентности педагогов, участвующих в реализации проекта, подтвердилась, что видно из проведенных на заключительном этапе эксперимента опросов.

Концепция экспериментального проекта базируется на компетентностном подходе, предполагающем формирование ключевых образовательных компетенций, трактуемых как совокупность умений, знаний, нормативно-ценностных установок, необходимых для эффективного решения личностных и социально значимых проблем в определенных сферах деятельности.

Особый интерес в рамках экспериментального проекта представляет практический, или содержательно-деятельностный компонент профессионально-педагогической компетентности, который связан непосредственно с использованием методов, форм и приемов информационной деятельности, или методическим инструментарием.

Для решения воспитательных задач педагог может выбирать различные сочетания методов, приёмов, средств и форм воспитания, воспитательных технологий. Выбор зависит от специфики поставленных целей и задач, а также от уровня его профессиональной компетентности.

В процессе формирования информационной культуры учащихся педагогу следует использовать такой инструментарий, который соответствует индивидуальным предпочтениям самого педагога и при этом способствует позитивному настроению учащихся, вызывает у них интерес и стимулирует их включение в предлагаемую деятельность.

С этой целью целесообразно использовать различные методы (рассказ, беседа, диспут, лекция и др.), однако наиболее эффективны, как показывает опыт, интерактивные методы (дискуссионные, игровые, тренинговые), которые ориентированы на активное взаимодействие учащихся не только с педагогом, но и друг с другом. Выбор форм разнообразный: эвристическая беседа, презентация, дискуссия, мозговой штурм, круглый стол, игра, тренинг и другие.

Психолого-педагогическими условиями интерактивного воспитания являются позитивные отношения между педагогом и учащимися, демократический стиль общения, а важнейшим преимуществом – возможность решать существенную задачу релаксации, снятия нервной нагрузки, переключения внимания, смену форм деятельности.

Из педагогических технологий для формирования информационной культуры учащихся, на наш взгляд, наиболее приемлемы технология развития критического мышления, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие и ситуативные технологии.

Информация об итогах экспериментальной деятельности за 2020-2023 годы была заслушана на педагогическом совете в мае 2023 года.

На основании анализа проведённой работы в рамках проекта «Апробация модели формирования информационной культуры учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования в условиях информационного общества» нами сформулированы следующие предложения:

  • продолжить совершенствование информационного пространства воспитательной среды, направленной на повышения медиакомпетентности всех участников образовательного процесса;
  • систематически проводить анализ удовлетворенности обучающихся формами организации и содержанием воспитательной работы в учреждении образования;
  • стимулировать активность в использовании ИКТ и проявление творческой инициативы обучающихся в образовательном процессе;
  • продолжить участие педагогов в обучающих семинарах по овладению современными методами, формами и приемами воспитания и обучения в условиях информационного общества;
  • стимулировать активное внедрение в образовательный процесс информационно-компьютерных технологий, ресурсов «медиаобразования» с целью повышения информационной плотности и эмоциональности занятий;
  • расширять использование разнообразных форм обратной связи для взаимодействия участников образовательного процесса, в том числе и дистанционно с помощью различных мессенджеров;
  • продолжить пополнение и актуализацию методической копилки по вопросам формирования информационной культуры в условиях информационного общества;
  • продолжить трансляцию опыта работы через проведение семинаров, мастер-классов, творческих мастерских, размещение материалов эксперимента в средствах массовой информации;
  • перевести проект в инновационный.
Прокрутить вверх