С понятием «духовности» неразрывно связана нравственность, через которую человек познает мораль. Философ Владимир Соловьев определял нравственность «как систематический указатель правового пути жизненных странствий» человека. Нравственность, по его мнению, реализуется в трёх переживаниях стыд, жалость и благоговение. Они помогают человеку понять суть добра, раскрывают его негативные черты характера, подводят к пониманию любви. Любовь здесь противопоставляется эгоизму, бесстыдству и безжалостности. Любовь же, вытекающая из понимания нравственности, позволяет правильно усвоить мораль (закон, заповеди) и быть законопослушным в социальном и религиозном аспектах жизнедеятельности. Только в этом понимании возможно приступить к нравственному воспитанию, избежав обычного морализаторства и подавления личности (о чем и говорилось выше), которых не выносит молодежь, постоянно против этого протестуя и восставая. Мораль без любви просто не воспринимается как правило, отвергается.
Основными задачами духовно-нравственного воспитания в нашем колледже считаем следующие:
- формирование нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
- формирование нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
- формирование нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
- воспитание нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Становление и развитие духовно-нравственного потенциала при использовании рационального фактора реализуется несколькими путями:
1. Через приобщение учащихся к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности.
2. Через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание внутриличностного, межличностного психологического комфорта.
3. Через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые студент получает при витагенном опыте и при овладении учебными предметами.
Критериями уровня оценки и самооценки духовно-нравственной воспитанности могут быть:
- наличие у молодого человека научного мировоззрения;
- наличие чувства внутренней свободы у учащихся, которое представляет собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом;
- стремление к самореализации;
- успешность ведущей, в нашем случае, образовательной деятельности; — адекватность самооценки;
- сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности и религиозными ценностями. В нашем колледже духовному воспитанию подрастающей молодёжи уделяется особое внимание. Для этого налажено сотрудничество с православной церковью. Встречи учащихся с представителями церкви стали доброй традицией нашего колледжа.