УО «Гомельский государственный колледж дизайна и компьютерной графики»
Программа ученического самоуправления
«Союз творческих сил»
на 2024/2025 уч. год
Пояснительная записка.
Острые проблемы воспитания современного подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования.
В настоящее время разрыв между возрастающими вложениями средств в расширение кадрового ресурса воспитания и снижающейся результативностью воспитательной работы очевиден для большинства специалистов. В школах и колледжах за последние несколько лет введены новые ставки педагогов-организаторов, психологов, социальных педагогов, однако это не привело к решению реально стоящих на повестке дня воспитательных проблем: детской преступности, наркомании, агрессии, адаптации детей к условиям современного общества, развития социальной активности.
Становится всё более очевидным: решающее значение имеет не количество, а качество педагогических кадров, при этом критерием качества является способность педагогов организовать свою деятельность таким образом, чтобы из самоцели она превратилась в действенное средство решения воспитательных проблем.
Вложения в кадры системы воспитания оправдаются лишь при условии коренного изменения характера работы педагогов: должна быть инициирована эволюция от функционирования к целенаправленной работе на достижение результата. Базовая предпосылка этого процесса – освоение сообществом педагогов-воспитателей новых технологий работы, использование которых способно обеспечить результат в непростых условиях сегодняшнего дня.
Сегодня именно от школы и от системы профтехобразования в огромной степени зависит, приобретут ли учащиеся «базовый набор социальных компетенций», а самое главное для жизни – профессию, станут ли они полноценными гражданами или же окажутся неприспособленными к жизни в обществе. Педагог, владеющий современными воспитательными технологиями, может внести свою лепту в приращение позитива в колледжном коллективе, продвижение на пути демократизации колледжной жизни и, таким образом, реально повлиять на изменение облика колледжа и на качество знаний, получаемых в нём.
Одним из направлений построения колледжной воспитательной системы может явится развитие в колледже ученического самоуправления.
В нашем понимании самоуправление является формой управления колледжа. Наряду с властью директора (единоначалие), в колледже должна существовать власть учеников и педагогов (самоуправление). Органы колледжного самоуправления, сформированные учениками, принято называть органами ученического самоуправления.
Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники колледжной жизни получают возможность влиять на колледжную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутрколледжными процессами. Самоуправление делает колледжную жизнь предметом совместного творчества всех её участников.
Цель создания и функционирования модели ученического самоуправления: создание благоприятных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную, содержательную, индивидуальную и коллективную деятельность, стимулирующую учащихся к социальной активности и творчеству, к активному профстановлению, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.
Задачи, поставленные перед моделью ученического самоуправления:
- Создание системы ученического самоуправления как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого учащегося;
- Представление учащимся реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении колледжем (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс);
- Развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений и навыков коллективной и руководящей деятельности;
- Развитие навыков и способов конструктивного общения со всеми участниками образовательного процесса;
- Обучение органов ученического самоуправления активным формам работы с учащимися.
Принципами построения системы самоуправления являются:
- Самобытность системы – нельзя сформировать ее директивно, можно только взрастить от своих корней.
- Разграничение полномочий – с учащимися надо договориться, какую часть полномочий они делегируют педагогам, а какую оставляют себе.
- Педагогическое сопровождение процесса.
- Отказ от постоянного, неизменного актива, открытый внутригрупповой рейтинг.
- Отказ от служебных ролей самоуправления.
- Органы самоуправления разнообразные, гибкие, постоянные и ситуативные.
В процессе совместной общественной работы у учащихся формируется чуткое отношение к радостям и горестям людей, потребность чувствовать сердцем другого человека. Учащиеся учатся готовности взять на себя ответственность, прощать друг друга и примиряться, общаться на глубоком духовном уровне. Совместно работать, переживать трудности и радости.
Структура самоуправления.
- Первый уровень – ученическое самоуправление в группах. Групповое ученическое собрание, совет группы, рабочие органы самоуправления (сектора: учебный, культурный, спортивный, трудовой, дежурный, старосты).
- Второй уровень – колледжное ученическое самоуправление. Общее собрание учащихся, совет учащихся, колледжные ученические отделы (отделы: культуры и досуга, здравоохранения и спорта, труда и заботы, правопорядка).
- Третий уровень – общеколледжное самоуправление. Совет колледжа.
Совет колледжа:
- Координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную (внеурочную) работу;
- Организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе;
- Готовит и проводит собрания и конференции учащихся;
- Организует выпуск стенной газеты;
- Обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;
- Заслушивает отчёты о работе своих рабочих органов;
- Решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями;
- Организует соревнования между группами, подводит итоги.
Организация системы самоуправления.
В начале учебного года в колледже проходят выборы Президента колледжа. В каждой группе (на основе выдвижения кандидатов от группы или самовыдвижения) проходят выборы. В течение двух недель кандидаты на всеобщее обозрение выставляют свою программу и «Портфолио достижений учащегося». Во время предвыборной кампании проводятся встречи с учащимися, используются колледжные информационные стенды. По истечении кампании проходят выборы путем тайного голосования. Учащийся, набравший большее количество голосов, возглавляет орган ученического самоуправления, становится Президентом колледжа, второй по количеству голосов становится заместителем Президента. На первом заседании Совета колледжа определяются основные направление деятельности. Решения доводятся до всего коллектива через информационные отделы.
Формирование Секторов.
- В каждой группе учащиеся делятся на группы по направлениям деятельности: образование, культура, досуг, спорт, информация, порядок, труд.
- В каждой группе выбирается руководитель, который делегируется в состав соответствующего Сектора (таким образом, в каждом колледжном Секторе представитель каждой группы).
- На организационном сборе Сектор выбирает главу Сектора и определяет основные направления деятельности.
- Ежемесячно на заседании Секторов представители групп отчитываются о своей деятельности. Глава сектора, в свою очередь, отчитывается о работе перед Советом колледжа.
Совет колледжа:
- координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует внеколледжную и внегрупповую работу;
- организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в колледже;
- организует выпуск колледжной печатной газеты;
- обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;
- решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями;
- организует соревнование между группами;
- заслушивает отчеты и информацию, оценивает результаты деятельности органов управления;
- представители Совета колледжа участвуют в заседаниях Совета профилактики.
Колледжные ученические сектора:
Сектора |
Ответственный |
Направление работы |
Учебный сектор |
Михальцова Дарья, |
Работает под руководством заместителя директора по учебной работе Шевцов В.В. |
Культурный сектор |
Гавриловец Александра, |
Работает под руководством педагога-организатора Быковой Н.Б. педагогов дополнительного образования Захаренко О.А., Килякова С.М. |
Спортивный сектор |
Вегеро Богдан, |
Работает под руководством преподавателя физкультуры Ризинькова Н.С. |
Информационный сектор |
Бубнова Ульяна, |
Работает под руководством заместителя директора по УВР Шашарук Е.Н., библиотекаря Быковой Г.А.. |
Сектор правопорядка |
Чернякова Екатерина, |
Работает под руководством заместителя директора по УВР |
Председатель ученического самоуправления А.А. Кононенко
План работы
ученического самоуправления
2024/2025 уч. год
№ |
Наименование мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственный за исполнение |
1. |
Формирование студенческих активов в учебных группах нового набора. Корректировка состава студенческих активов в группах ПТО и ССО |
В течение сентября |
Председатель самоуправления |
2. |
Выборы студенческого совета (старосты групп). Выборы председателя и секретаря старостата. |
В течение сентября |
Председатель самоуправления |
3. |
Утверждение плана работы по самоуправлению и старостата на новый учебный год. Ознакомление с общим планом работы колледжа на год (мероприятия) с целью посещения мероприятий и участия в них. |
В течение сентября |
Председатель самоуправления |
4. |
Выборы Совета общежития. Выборы председателя и секретаря. |
В течение сентября |
Левенец Е.Н. |
5. |
Подготовка к концерту, посвящённому Международному Дню учителя и 80-летию системы ПТО |
В течение сентября |
Педагог-организатор |
6. |
Проведение социологического опроса среди групп нового набора. Подготовка ученической конференции по самоуправлению “100 идей для колледжа» (разработка анкеты, проведение опроса, подведение итогов). |
В течение октября, ноября |
Педагог-организатор |
7. |
Организация, проведение, участие во внутреколледжном конкурсе «А, ну-ка, первокурсник». |
В течение октября, ноября |
Быкова Н.В. |
8. |
Организация, проведение, подготовка номеров к новогоднему благотворительному концерту “Новогодняя сказка” |
В течение декабря |
Педагог-организатор |
9. |
Анкетирование по изучению общественного мнения молодежи г. Гомеля |
В течение декабря |
Заместитель по воспитательной работе |
10. |
Подготовка учебных групп к зимней сессии: изучение положений о промежуточной аттестации, стипендиальном обеспечении студентов. |
В течение декабря, января |
Председатель самоуправления |
11. |
Организация, проведение, участие в концерте, посвящённом Дню защитника Отечества. Оформление фотогазет «Наши мужчины». |
В течение февраля |
Педагог-организатор |
12. |
Внесение на рассмотрение учебно‐методического совета колледжа рекомендации о повышении или назначении персональных и именных стипендий студентам за высокую успеваемость, активное участие в творческой и общественной деятельности |
январь — июнь |
Заместитель по воспитательной работе |
13. |
Проведение ученической конференции по самоуправлению “100 идей для колледжа» |
В течение января |
Старостат колледжа |
14. |
Подведение итогов зимней сессии. |
В течение февраля |
Председатель самоуправления |
15. |
Организация, проведение, участие в концерте, посвящённом Международному женскому дню. Праздничное оформление учебной части. Оформление фотогазет «Женщины колледжа». |
В течение марта |
Педагог-организатор |
16. |
Вовлечение учащихся в волонтерскую деятельность. |
В течение года |
Ковалева Н.Л. |
17. |
Подготовка к празднованию Дня Победы, разработка подробного плана мероприятий. |
В течение мая |
Педагог-организатор |
18. |
Участие в спортивных мероприятиях и Днях здоровья. |
В течение года |
Разиньков Н.С. |
19. |
Участие в колледжных, районных, городских акциях |
В течение года |
Педагог-организатор |
20. |
Собрание по итогам работы актива ученического самоуправления, старостата, Совета общежития и планирование на новый учебный год. |
июнь |
Администрация, актив |
21. |
Встречи старостата и ученического профсоюзного актива с администрацией колледжа. |
В течение года |
Администрация, |
22. |
Внесение на рассмотрение учебно‐методического совета колледжа предложения о поощрении студентов за активную научную, творческую и общественную деятельность |
В течение года |
Администрация, |
23. |
Работа творческого объединения “Школа активного гражданина” |
В течение года |
Педагог-организатор |
24. |
Выпуск колледжной газеты “Вестник” |
В течение года |
Старостат |
25 |
Вовлечение учащихся проживающих в общежитии в кружки и творческие объединения. |
В течение года |
Воспитатели |
Председатель ученического самоуправления А.А. Кононенко
Педагог- организатор Н.В. Быкова
Мероприятия, проводимые в рамках ученического самоуправления