Государственный и общественный статус педагогического работника определяет, что педагогический работник является образцом профессионализма и безупречной репутации. Все участники образовательного процесса обязаны уважать честь и достоинство педагогических работников.
В своей деятельности педагогические работники должны руководствоваться следующими правилами:
- Реализовывать государственную политику в сфере образования.
- Строить работу на основе безусловного взаимного уважения достоинства обучающихся, их законных представителей, коллег.
- Добросовестно и качественно исполнять профессиональные обязанности. Постоянно совершенствовать свой профессионализм.
- Формировать у обучающихся духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни.
- Быть честным, искренним, справедливым и открытым для общения.
- Проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность, избегать конфликтов во взаимоотношениях.
- В рамках законодательства сохранять тайну лично доверенной информации.
- Способствовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе учащихся и педагогическом коллективе.
- Соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве.
- Внешним видом, поведением, культурой общения соответствовать статусу педагогического работника.
Утверждено
приказом Министерства образования Республики Беларусь
от 10.06.2022 № 401
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА
Воспитателем и учителем надо родиться:
им руководит прирождённый такт.
И. Дистервег.
Основу норм Этического Кодекса педагога составляют следующие основные принципы: человечность, справедливость, профессиональность, ответственность, терпимость, демократичность, партнёрство и солидарность.
Обязанности педагогических работников
- Педагогические работники обязаны:
1.1. осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;
1.2. соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
1.3. уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса;
1.4. повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;
1.5. пропагандировать здоровый образ жизни среди обучающихся;
1.6. обеспечивать соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;
1.7. проходить предварительный (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.
- Иные обязанности педагогических работников устанавливаются актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы научно-ориентированного образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, их трудовыми или гражданско-правовыми договорами, контрактами о прохождении военной службы (службы).
- Педагогические работники не вправе оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, модулям, учебным дисциплинам, образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к вступительным испытаниям (репетиторство), обучающимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
- Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и актам законодательства.
Выписка из Кодекса Республики Беларусь об образовании
(Статья 53 «Обязанности педагогических работников»)
Личность педагога
Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для педагога необходимо постоянное саморазвитие. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты интеллектуально, духовно и физически.
Педагог дорожит своей репутацией, не занимается аморальной и противоправной деятельностью. Педагогом не может быть лицо, имеющее судимость.
Ответственность педагога
Педагог несёт ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы – воспитания.
Педагог несёт ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.
Педагог несёт ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.
Авторитет, честь, репутация
Государственный и общественный статус педагогического работника определяет, что педагогический работник является образцом профессионализма и безупречной репутации. Все участники образовательного процесса обязаны уважать честь и достоинство педагогических работников.
В своей деятельности педагогические работники должны руководствоваться следующими правилами:
- Реализовывать государственную политику в сфере образования.
- Строить работу на основе безусловного взаимного уважения достоинства обучающихся, их законных представителей, коллег.
- Добросовестно и качественно исполнять профессиональные обязанности. Постоянно совершенствовать свой профессионализм.
- Формировать у обучающихся духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни.
- Быть честным, искренним, справедливым и открытым для общения.
- Проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность, избегать конфликтов во взаимоотношениях.
- В рамках законодательства сохранять тайну лично доверенной информации.
- Способствовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе учащихся и педагогическом коллективе.
- Соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве.
- Внешним видом, поведением, культурой общения соответствовать статусу педагогического работника.
Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 10.06.2022 №401
«Об утверждении Правил педагогических работников»
Взаимоотношения с другими лицами
Общение педагога с воспитанниками
Педагог выбирает подходящий стиль общения с обучающимися или воспитанниками, основанный на взаимном уважении.
Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснована. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.
Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.
Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.
При оценке достижений учеников в баллах педагог стремится к объективности и справедливости. Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов для искусственного поддержания видимости успеваемости.
Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи не должно быть ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.
Педагог ведет здоровый образ жизни, не злоупотребляет алкоголем, не употребляет наркотические и психотропные средства, курительные смеси.
Педагог обязан пропагандировать среди учащихся здоровый образ жизни, проводить постоянную разъяснительную работу по недопущению употребления алкоголя, наркотических и психотропных средств, курительных смесей.
Общение между педагогами
Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.
Педагоги избегают необоснованных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий, они стремятся к их конструктивному решению.
Педагоги образовательного учреждения избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, она должна высказываться в образовательном учреждении, а не за его пределами.
Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.
Взаимоотношения с администрацией коллежа
Отношения администрации колледжа с каждым из педагогов основываются на принципе равноправия.
Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.
Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия. Педагог относится уважительно к членам администрации колледжа. При возникновении конфликтных ситуаций, вопросов, разногласий педагог обязан, прежде всего, обратиться к руководителю, которому непосредственно подчиняется согласно должностной инструкции.
Отношения с законными представителями обучающихся
Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с законными представителями обучающихся.
Педагог консультирует законных представителей по проблемам воспитания обучающихся, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.
Отношения педагогов с законными представителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений обучающихся.
Взаимоотношения с обществом
Педагог является не только учителем и воспитателем детей, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным и образованным человеком.
Педагог старается внести свой вклад в согласие общества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает конфликтов. Он более других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия, знает способы их решения.
Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.