В рамках акции #поговорисподроском продолжаются встречи учащихся со специалистами Гомельского городского центра гигиены и эпидемиологии. Так, 14 апреля заведующий отделением общественного здоровья Степанькова А.В. провела беседу о важности вакцинации против COVID-19.
Вопрос недопущения детского дорожно-транспортного травматизма является наиболее проблемным в работе по обеспечению безопасности дорожного движения. Одним из основных направлений Госавтоинспекции является организация дорожного движения на улично-дорожной сети, в том числе вблизи учреждений образования, направленной на повышение безопасности дорожного движения и снижение уровня детского травматизма. Комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий позволяет создать на существующей улично-дорожной сети условия для безопасного движения пешеходов. С целью совершенствования дорожных условий вблизи учреждений и по маршрутам движения детей «Дом-Школа-Дом», сотрудниками УГАИ УВД Гомельского облисполкома создана электронная почта propaganda_ugai_uvd_gomel@mvd.gov.by для обратной связи с учреждениями образования по своевременному реагированию и устранению проблемных вопросов.
Только при комплексном подходе решения вопросов с обеспечением безопасности дорожного движения можно достичь снижения количества дорожно-транспортных происшествий и снизить тяжесть последствий в них.
Кто позаботится о своем здоровье, как не сам человек? Как защитить себя от вирусных инфекций? От чего защитит прививка? Эти и другие вопросы обсудили наши учащиеся на встрече с работниками Гомельского городского центра гигиены и эпидемиологии 5 апреля. Заведующий отделением общественного здоровья Степанькова А.В. провела лекцию в рамках «Недели здоровья».
20 марта 2022 года проводится Единый день здоровья «Всемирный день здоровья полости рта». Здоровье полости рта влияет на общее состояние организма, так как это именно то место, откуда начинает свой путь пища, потребляемая человеком. Многие знают, насколько неприятна, а иногда и мучительна зубная боль, что напрямую влияет на настроение и психическое состояние человека. Как правило, заболевания полости рта у взрослых делятся на 3 вида: болезни десен, зубов и слизистой. Факторами риска, способствующими развитию болезней полости рта, являются: нездоровое питание, курение и чрезмерное употребление алкоголя, несоблюдение гигиены полости рта. Бремя болезней полости рта и других хронических болезней можно уменьшить путем одновременного принятия мер в отношении общих факторов риска. Эти меры включают следующие: — уменьшение количества потребляемого сахара для предотвращения разрушения и преждевременного выпадения зубов; — потребление овощей и фруктов; — соблюдение надлежащей гигиены полости рта; — отказ от употребления табака и алкоголя; — использование средств защиты при занятиях спортом, езде на мотоциклах и велосипедах для снижения риска лицевых травм. Основные рекомендации для сохранения здоровья полости рта: — посещайте стоматолога два раза в год; — чистите зубы дважды в день (оптимальное время чистки зубов — около двух минут активных движений); — меняйте зубную щетку каждые 2-3 месяца; — используйте фторидсодержащие зубные пасты (соблюдайте возрастные ограничения по концентрации и расходу пасты); — защищайте зубы от кислот и сахара (сократите потребление сахара и сладких газированных напитков). Чтобы эффективно ухаживать за ротовой полостью, следует делать это последовательно и постоянно. 1. Взяв в руки щетку и хорошо промыв ее водой, наносим пасту размером с горошину. 2. Верхние зубы: подносим щетку к верхнему краю под углом в 45 градусов. 3. Начинаем производить вертикальные движения (в данном случае сверху- вниз). Около каждого зуба по 3-4 движения. Начинаем с задних зубов и передвигаемся к передним. 4. То же самое выполняем с внутренней стороны верхних зубов: щетка под углом в 45 градусов, выметающие движения. 5. Жевательные поверхности зубов чистим горизонтальными движениями, допускаются движения вперед-назад, но лучше снова «выметать» налет от задних зубов к передним. 6. Далее переходим на нижнюю челюсть. Точно так же щетка под углом в 45 градусов, те же движения, только снизу-вверх. Движемся снова от задних зубов к передним. 7. В конце чистим язык, т.к. на нем скапливается очень много микроорганизмов. Движения от корня языка к кончику. 8. Далее смыкаем челюсти и, несильно нажимая на щетку, выполняем круговые движения. Это нужно для массажа десен. 9. После этих процедур требуется тщательно пополоскать рот чистой водой и переходить к следующему этапу – очистки межзубного пространства от налета с помощью зубной нити: – возьмите флосс (отрезок в 20-25 см.), намотайте его на указательные пальцы обеих рук; – начинайте протягивать нить между зубами, постепенно ее при этом опуская; – повторите процедуру для каждого зубного промежутка: сперва передние зубы, потом медленно продвигайтесь к задним. Для каждого нового зубного стыка используйте новый участок флосса, в противном случае вы можете занести инфекцию с больной зоны рта на здоровую. Следите за тем, чтобы не поранить десну. Эти действия должны выполняться два раза в день: утром и вечером. После чистки зубов позаботьтесь, чтобы зубная щетка до следующего применения не «нахватала» лишних микробов. Для этого рекомендуется ее намылить и в таком состоянии оставить до следующего раза. Не забудьте хорошо промыть ее перед использованием. Чистите зубы только своей зубной щеткой. На базе государственного учреждения «Гомельский городской центр гигиены и эпидемиологии» 16,17,18 марта 2022 года с 8.30 — 9.30 по телефону 25-49-06 будет организована «прямая» линия врача по медицинской профилактике Степаньковой Анастасии Викторовны на тему «Как сохранить здоровье зубов». Помните! Здоровые зубы – это хорошее здоровье!
Швайла Ольга Николаевна, помощник врача-гигиениста отделения общественного здоровья Гомельского городского ЦГЭ
Оздоровительное закаливание помогает организму повысить адаптацию к условиям внешней среды. То есть закаленный организм даже при значительных колебаниях температуры окружающей среды поддерживает температуру внутренних органов в достаточно узких границах. Кроме этого закаливание человека повышает выносливость организма, укрепляет нервную систему, повышает иммунитет, сопротивляемость болезням и считается одним из лучших способов сохранить здоровье. Можно выделить несколько способов:
Аэротерапия – закаливание воздухом. Данный вид закаливания включает в себя воздушные ванны и долгие прогулки на свежем воздухе и является самым простым и доступным методом. Свежий воздух закаляет организм путем охлаждения кожных рецепторов и нервных окончаний слизистой и тем самым совершенствует терморегуляцию организма.
Гелиотерапия – закаливание солнцем, воздействие на организм солнечным светом и теплом. Этот способ повышает устойчивость нервной системы, ускоряет обменные процессы организма, повышает сопротивляемость организма, улучшает кровообращение, улучшает работу мышечной системы, имеет тонизирующее воздействие почти на все функции организма. Однако, закаливание солнцем может не только принести пользу, но и оказать очень большой вред, поэтому к этому виду закаливания нужно относиться очень ответственно и соблюдать все правила закаливания солнцем. Ни в коем случае нельзя допускать ожогов, перегрева и тепловых ударов.
Хождение босиком. Этот вид очень полезен и детям и взрослым. На стопах человека находится большое количество биологически активных точек, которые при хождении босиком стимулируются и помогают нормализовать работу многих органов и систем организма.
Закаливание водой. Очень полезная для организма человека процедура. При водном закаливании циркуляция крови в организме происходит интенсивней, принося органам и системам организма дополнительный кислород и питательные вещества. Выделяются несколько способов:
Обтирание — самый нежный и щадящий из всех закаливающих процедур водой. Проводить его можно губкой, рукой или полотенцем, смоченными в воде. Сначала обтирают верхнюю часть тела, затем растирают ее сухим полотенцем, а потом обтирают нижнюю часть тела и тоже растирают сухим полотенцем.
Обливание — более эффективная по оказывающему влиянию процедура, чем обтирание. Обливание может быть общим, то есть всего тела и местным – обливание ног. После процедуры обливания необходимо растереть тело сухим полотенцем.
Душ — это еще более эффективная процедура, чем обтирание и обливание. Вариантов закаливания душем два, это прохладный (холодный) душ и контрастный душ. При контрастном душе нахождение под горячей водой должно продолжаться 30 секунд, а под прохладной 15-20 секунд, если выдерживайте – то и 30 секунд. Чередований (холодная — горячая) должно быть минимум 3-4 и максимум 5 раз. Начинать контрастный душ нужно всегда с горячей воды и заканчивать всегда холодной с растиранием кожи жестким полотенцем в конце. При щадящем варианте время нахождения под горячей и теплой водой должно быть в два-три раза больше, чем под холодной водой.
Но наиболее распространенные способы – обмывание стоп и полоскание горла холодной водой, так как при этом закаливаются наиболее уязвимые для охлаждения части организма.
Полоскание горла проводится каждый день утром и вечером. Вначале используется вода с температурой 23-250С, постепенно каждую неделю она снижается на 1-20С и доводится до 5-100С.
Даже ежедневное обливание по пояс ледяной водой не даёт такой выраженной устойчивости к холоду, какую организм приобретает после тренировочного охлаждения подошв ног. Практическое использование тренировочного охлаждения ступней ног даёт наиболее быстрый (10 – 12 дней) и эффективный результат по адаптации организма к холоду и выработке устойчивости людей к простуде от охлаждения. Обмывание стоп проводится в течение всего года перед сном водой с температурой вначале 26-280С, а затем снижая ее до 12-150С. После обмывания стопы тщательно растирают до покраснения.
Правила закаливания:
Начинать процедуры необходимо, когда человек полностью здоров. Детям и людям, страдающим различными заболеваниями можно начинать закаливание со щадящих процедур и только после консультации с врачом.
Необходимо соблюдать принцип постепенности. Это касается как температурного режима, так и временных рамок закаливающих процедур. При закаливании водой нужно начинать процедуры с воды комнатной температуры, постепенно понижая ее на 1-2 градуса. При закаливании солнцем также необходимо соблюдать принцип постепенности и начинать пребывание на солнце с нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения на солнце.
Так же очень важно проводить закаливающие процедуры регулярно, без больших промежутков, в любую погоду и время года. Если все-таки получилось так, что Вы на длительное время прерывали закаливание, то возобновлять его необходимо с более щадящих процедур.
Сочетайте закаливания с физическими упражнениями. Это гораздо повысит эффективность закаливающих процедур и благотворно повлияет на весь организм.
Закаливание должно приносить бодрость и радость. Если вы чувствуете недомогание после процедур, то необходимо прекратить закаливание и обратиться к врачу.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности человека, состояние здоровья, время года, природно-климатические условия и так далее.
Выполняя закаливающие процедуры необходимо проводить самоконтроль. Оценивайте общее самочувствие, пульс, кровяное давление, аппетит и другие показатели в зависимости от индивидуальных особенностей организма.
Помните что закаливание это одна из составляющих здорового образа жизни. Не забывайте уделять внимание питанию и другим аспектам своей жизни.
Врач-гигиенист отделения общественного здоровья Гомельского городского ЦГЭ Алла Зинович
Многие знают, насколько неприятна, а иногда и мучительна зубная боль. Заболевания полости рта у взрослых делятся на 3 вида: болезни десен, зубов и слизистой. В большой степени развитию болезней полости рта способствуют нездоровое питание, курение и чрезмерное употребление алкоголя. Зубы, десны и язык требуют особого внимания, ведь полость рта постоянно находится в контакте с внешней средой. Несоблюдение гигиены полости рта также является фактором риска развития целого ряда болезней. Основные рекомендации для сохранения здоровья полости рта:
посещайте стоматолога для профилактического осмотра и профессиональной гигиены полости рта не реже, чем два раза в год;
соблюдайте возрастные ограничения по расходу пасты для детей;
предохраняйте зубы от воздействия кислот и сахара (ополаскивайте зубы после приема пищи, при употреблении кислых и сладких напитков — пользуйтесь соломинкой);
для снижения риска лицевых травм используйте средства защиты при занятиях спортом и езде на велосипеде.
Правила гигиены полости рта. Все гигиенические действия должны выполняться два раза в день: утром (после завтрака) и вечером (перед сном). Рекомендуется иметь четкий алгоритм действий: 1. Чистим зубы одинаково тщательно и с внешней, и с внутренней стороны, щетка должна двигаться снизу — вверх (от десен к концу зуба). После этого можно очищать жевательную поверхность зубов. Оптимальное время чистки зубов — около двух минут активных движений. 2. Нажимать на щетку нужно, однако не стоит прилагать слишком много усилий – это может навредить (особенно в случае с чувствительными зубами или деснами). Зубную щетку следует мыть после каждого использования, так как на ней после чистки остается зубной налет, что приводит к размножению бактерий. Зубную щетку нужно менять, как минимум, раз в 3 месяца. 3. Следующим шагом будет очистка языка, поскольку именно на нем собирается большое количество вредоносных бактерий. Ухаживать за языком можно обычной зубной щеткой, как правило, с ее обратной стороны есть специальная ребристая поверхность. Аккуратными движениями надо провести от корня к кончику языка. Если есть такая возможность, то рекомендуется воспользоваться специальными средствами (например, скребок для языка). Таким же образом можно очищать и внутреннюю сторону щек. 4. После этих процедур требуется тщательно пополоскать рот чистой водой и переходить к следующему этапу – очистки межзубного пространства от налета с помощью зубной нити (флосса): взять флосс (отрезок в 20-25 см.), намотать его на указательные пальцы обеих рук; начинать протягивать нить между зубами, постепенно ее при этом опуская; повторить процедуру для каждого зубного промежутка: сперва передние зубы, потом медленно продвигаясь к задним. Для каждого нового зубного стыка рекомендуется использовать новый участок флосса, в противном случае можно занести инфекцию с больной зоны рта на здоровую. 5. Последним этапом является использование ополаскивателя, небольшое количество которого (1 столовая ложка) следует набрать в рот. После чего нужно скрупулезно промыть им каждый участок ротовой полости (длительность процедуры — около 2 минут).
Врач-гигиенист отделения общественного здоровья Гомельского городского ЦГЭ Алла Зинович
Уважаемые родители! Просим вас принять участие в дистанционном родительском собрании по теме «Профилактика самоповреждений. Категории учащихся, подверженных суицидальному риску. Профилактика насилия несовершеннолетних». Суицид является одним из наиболее трагических видов общественного поведения, связанного с потерей смысла жизни. Особенно трагичен суицид детей и подростков. По данным статистики, наибольшее количество суицидов совершается осенью (в октябре) и весной (в апреле, мае). По возрасту пик суицидов приходится на 15 – 16 лет и практически не встречается у детей до 8 лет. По половой принадлежности больше склонны к суицидам мальчики. 92% детей и подростков, совершивших суицид, не попадали в поле зрения психиатра. Изучение проблемы суицида среди молодёжи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким образом против бездушия, безразличия и жестокости взрослых. Психология самоубийства — это, прежде всего, психология безнадёжности, обиды на жизнь, на других людей, на весь мир, утрата смысла жизни. Суицидальное поведение у детей и подростков, имея сходство с действиями взрослых, отличается естественным возрастным своеобразием. Детям характерна повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, в настоящее время считается вариантом временного видоизменения характера («патология идентичности» по Эриксону) и встречается почти у четверти здоровых подростков. Рассмотрим основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков. Они предельно экстремальные, тревожные, настораживающие, требующие пристального внимания со стороны взрослых. — Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания. — Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность. — Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. — Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения. — Боязнь позора, насмешек или унижения. — Страх наказания, нежелание извиниться. — Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность. — Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство. — Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации. — Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов. Особенности суицидального поведения детей в разные периоды жизни. Во-первых, это — недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Понятие «смерть» в детском возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что- то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Само понятие смерти возникает у детей уже между 2 — 3 годами, и для большинства она не является пугающим событием. В дошкольном возрасте дети не считают ее концом жизни, а воспринимают как временное явление, подобно сну или отъезду. Вместе с тем, смерть близких, домашнего животного или сверстника из-за особенностей мышления и ограниченности опыта осознается ребенком как результат его желаний, что нередко приводит к сильному чувству вины. Возникающие печаль и грусть очевидны и достигают большой интенсивности, но продолжаются недолго. В младшем школьном возрасте дети считают смерть маловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой. Ближе к подростковому возрасту объективные факты смерти становятся более важными, чем фантазии, формируется понимание различия между живым и неживым, живущим и умершим. Для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами или будучи вовлеченными в другую привлекательную, но рискованную активность. В дальнейшем подросток принимает мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицает реальность этой возможности. Дети, а нередко и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. В отличие от взрослых у них отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно — шантажирующим аутоагрессивным поступком. Это заставляет в практических целях все виды аутоагрессии у детей и подростков рассматривать как разновидности суицидального поведения. Они следующие: 1. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев. 2. Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д. 3. В детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых, и существенно разнятся между собой. Если подросток задумал серьезно совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные. Словесные признаки Подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии: — прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»; — косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»; — много шутит на тему самоубийства; — проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Поведенческие признаки Подросток может: 1. раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами; 2. демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как: — в еде — есть слишком мало или слишком много; — во сне — спать слишком мало или слишком много; — во внешнем виде — стать неряшливым; — в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении; — замкнуться от семьи и друзей; — быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния; — проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния. Ситуационные признаки Ребенок может решиться на самоубийство, если: — социально изолирован, чувствует себя отверженным; — живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм- личная или семейная проблема); — ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального; — предпринимал раньше попытки самоубийства; — имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи; — перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей); — слишком критически относится к себе. Для подростков склонных к самоубийству характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Поэтому, когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других, предрасположенных к этому подростков. Иногда небольшие группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств» («эпидемии самоубийств среди подростков»). Если замечена склонность к самоубийству, следующие рекомендации помогут изменить ситуацию: 1.Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. 2.Оцените серьезность, намерений и чувств, глубину эмоционального кризиса ребенка. 3.Внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. 4.Не бойтесь прямо спросить, не думает ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять может вернуться к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. 5.Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания. 6.Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. 7.Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться. Психологический смысл суицида чаще всего заключается в реагировании, снятии аффективного напряжения, ухода, выключение из тяжелой жизненной ситуации. Общей эмоцией в кризисной, ведущей к самоубийству, ситуации является эмоция безнадежности и беспомощности. Часто у подростков эта эмоция проявляется смятением и тревогой.
Акция «Единый день безопасности» проходит в Беларуси с 20 февраля по 1 марта. «В дни акции усилия всех госорганов будут направлены на развитие в обществе культуры безопасности жизнедеятельности и проведение образовательно-воспитательной работы с подрастающим поколением», — проинформировали в МЧС. Дни безопасности проводятся также в начале учебного года — с 1 по 10 сентября. Проверяется система оповещения, в том числе в эфире радиостанций, посредством SMS-сообщений, интернет-ресурсов. Будут проверены силы гражданской обороны, использование средств индивидуальной, коллективной защиты, умение оказывать помощь пострадавшим, организовывать и управлять эвакуацией. Так, в колледже 1 марта традиционно прошла тренировка действий на случай чрезвычайной ситуации.
22 февраля в рамках Единого Дня безопасности в колледже состоялась встреча председателя районной организации ОСВОД Железнодорожного района Грибайло В.И. о правилах поведения на льду в зимний период, а также о способах спасения при несчастных случаях на воде.