1.3 Архитектура Древней Греции

Общие сведения о древней Греции

Областью распространения древнегреческой (эллинской)* (Слова «Греция» и «греки» вошли в употребление в римское время. Сами греки называли себя эллинами и свою страну — Элладой) культуры была не только Греция, т.е. южная часть Балканского полуострова. От Кипра на востоке до южной Италии и даже нынешних Франции и Испании на западе, от северного Причерноморья до побережья Африки были разбросаны по берегам Средиземноморского бассейна города и колонии эллинских племен. Однако основным районом, где сложилась эта великая культура, были берега Эгейского моря: восточное побережье Греции, крайняя западная оконечность Малой Азии и многочисленные острова между ними.

Основные этапы развития древнегреческой архитектуры

В развитии античной греческой архитектуры можно установить следующие основные периоды:

а) эпоха зарождения эллинского зодчества (от XII до середины VIII в. до н. э.). Первые четыре с половиной века этого огромного периода часто именуются «гомеровской» эпохой, поскольку гомеровский эпос является главным и ценнейшим источником наших познаний о древнейшей культуре античной Греции. Это — время разложения родового строя и возникновения ранних классовых отношений, которые приводят в VIII-VII вв. до н. э. к формированию античного рабовладельческого государства. Эпос и дошедшие до нас памятники материальной культуры свидетельствуют, с одной стороны, о прочных и живучих традициях предшествующей эгейской культуры (см. соответствующий раздел в первом томе «Всеобщей истории архитектуры»), с другой — о зарождении новых и самобытных черт, характерных для дальнейшего развития греческой культуры.

Для строительства этого времени характерны сооружения из дерева (с применением металлических обшивок) и сырцового кирпича. К концу периода появляется обожженная глиняная черепица. Помимо жилых домов в эту эпоху возводятся и первые греческие храмы;

б) архаический период (VIII — начало V в., 480-е гг. до н. э.), в который завершается переход от родового общества к классовому и окончательно складывается античное рабовладельческое государство — полис. Разделение труда — не только между основными классами, но и между ремеслом и сельским хозяйством — приводит к развитию городов, становящихся центрами полисов, т. е. городских рабовладельческих общин или античных городов-государств.

В начале этого периода продолжает господствовать дерево-сырцовая техника, сочетаясь теперь в храмовом зодчестве с широким применением терракотовых облицовок, сменивших медные обшивки. Позднее она сохраняет свое значение в жилищном строительстве, тогда как в строительстве общественных зданий с конца VII в. до н. э. все шире применяется камень (известняк и к концу периода мрамор). Это — время возникновения монументального зодчества, когда формируются различные типы храмов и других общественных зданий, а вместе с ними и основные варианты греческих архитектурных ордеров. Локальные особенности архитектуры различных областей греческого мира постепенно сглаживаются и складываются типически обобщенные архитектурные образы различных видов сооружений;

в) классический период (480-400 гг. до н. э.). Это — время, когда после победоносных греко-персидских войн в восточной части Средиземноморья и победы городов Великой Греции над Карфагеном в греческом мире наступает период высокого экономического и культурного подъема. Ведущее место во всех областях общественной жизни принадлежит в эту пору Афинам, где в период правления Перикла достигает своего наивысшего расцвета рабовладельческая демократия, а вместе с нею — искусство и архитектура.

Полное освоение широчайших выразительных возможностей ордеров приводит к небывалому до того многообразию и идейно-художественной содержательности архитектурных образов, придающих яркую индивидуальность каждому общественному сооружению. В архитектуре отдельных построек можно теперь проследить и личный почерк создавшего их профессионала — архитектора. Используя различные варианты ордеров как элементы единого архитектурного языка, мастера Аттики стремятся создать всеэллинский стиль. В Афинах впервые складывается теория градостроительства, включающая не только регулярную планировку улиц, но и планомерную застройку кварталов. Эта теория реализуется при строительстве нескольких новых городов. Складывается развитый тип греческого жилого дома, включающий иногда полностью окруженный портиками перистильный дворик. Появляются первые открытые каменные театры, одейоны (залы для музыки) и новые формы зданий для больших собраний. Создаются замечательные новые и завершаются старые архитектурные ансамбли в больших городах и всеэллинских святилищах;

г) IV век до н. э. — время обострения внутренних противоречий в греческом рабовладельческом обществе, вступающем в начальную фазу разложения городов-государств. В строительстве этой эпохи ведущая роль переходит от Афин к центрам Пелопоннеса и Малой Азии. С упадком полиса храмы теряют свое исключительное место в зодчестве. Развивается архитектура светских и жилых зданий. Зодчие чаще стремятся не к монументальности, но к изяществу своих произведений. Дорический ордер уступает ведущую роль ионическому и появившемуся еще в V в. до н. э. коринфскому ордеру;

д) эпоха эллинизма (330-е гг. — I в. до н. э.) — время распада старых форм греческой государственности и возникновения греко-восточных монархий, а также эллинской экспансии, направленной на восток. В Малой Азии и в Египте создается ряд новых городов, которые становятся главными центрами торговой, культурной и художественной жизни. Культура эллинизма носит не собственно эллинский, а греко-восточный характер. В зодчество проникают элементы, порожденные художественным творчеством стран Востока. Архитектурные ордера варьируются часто только с декоративной целью, теряя в таких случаях былую лаконичность и монументальность. Вместе с тем создаются большие городские ансамбли, включающие некоторые новые типы архитектурных сооружений как декоративного, так и утилитарного характера, возводившиеся на основе значительного прогресса строительной техники и инженерии. «Храм утрачивает роль ведущего архитектурного типа, на его место выступают светские общественные здания и жилые дома. В интерьере и в архитектуре городских ансамблей теперь широко применяются колоннады, в частности перистили — колоннады, окружающие дворы и площади.


Происхождение ордеров

Происхождение ордеров от деревянной стоечно-балочной конструкции не вызывало сомнений еще у Витрувия. Действительно, как будет далее подробно показано, сходство с нею элементов ордера — как дорического, так и ионического — весьма значительно. Именно поэтому в связи с греческими архитектурными ордерами, с одной стороны, повторявшими несложные формы дерево-сырцовых построек, а с другой — раскрывавшими в пластически совершенной форме особенности типично каменной стоечно-балочной конструкции, возникло немало проблем. В самом деле, как объяснить эту изначальную двойственность ордерных форм, происхождение и сущность их эстетических качеств? Почему греческие зодчие эпохи расцвета и последующих периодов смогли с их помощью решать самые различные архитектурные задачи? Почему те же ордера применялись и через 500 лет в древнеримском зодчестве, а через две тысячи лет, в эпоху Возрождения, а затем барокко и классицизма, снова оказались важнейшими средствами архитектурной выразительности? Эти и многие другие вопросы, возникающие в связи с древнегреческими архитектурными ордерами, имеют первостепенное значение не только для истории и общей теории архитектуры, но и для правильного воспитания архитектурного мышления современного зодчего.

И если формирование дорического ордера укладывается в короткий период творчества одного поколения строителей, то создание ионического ордера должно быть отнесено к деятельности определенных мастеров, имена которых упоминаются в античных источниках в связи с первыми храмами ионического ордера в его малоазийском варианте — огромными мраморными диптерами на о. Самосе и в Эфесе (560— 550 гг. до н. э.). Возможно даже, что создание ионического ордера связано с творчеством одного из этих мастеров — Феодора из Самоса, замечательного строителя и изобретателя токарного станка, на котором обтачивались базы колонн. Он принимал участие в сооружении обоих диптеров, бывал и даже строил в греческой метрополии, и нет сомнения, что изобретение ионического ордера было подсказано и облегчено знакомством с уже сложившимся дорическим ордером.

Таким образом, археологические данные подтверждают, что ордера появились в древнегреческих общественных сооружениях в момент перехода от дерево-сырцового строительства к строительству из камня. Кратковременность процесса их создания, связанного с деятельностью одного поколения строителей (дорический ордер) или даже определенных мастеров (ионический ордер), уже сама по себе указывает на его творческий, а не пассивно эволюционный характер.

Храм Зевса в Олимпии, сооруженный вскоре после победы греков над персами при Платеях (479 г. до н. э.) и на средства из взятой при этом добычи, завершил в метрополии формирование общегреческого типа дорического храма и положил начало новому периоду индивидуальной трактовки каждого сооружения.

Храм был сооружен местным зодчим Либоном из Элиды между началом 460 и 450 гг. до н. э. и являлся одним из лучших примеров строгого и мощного дорического стиля ранней классики. В древности он был знаменит хризоэлефантинной (из золота и слоновой кости) статуей Зевса работы Фидия, считавшейся одним из семи чудес света. В настоящее время храм лежит в развалинах; лишь несколько камней от стен целлы стоят на стилобате, окруженном барабанами колонн, фрагментами стен и антаблемента, поверженных землетрясениями. Тщательное изучение этих руин и описания античных авторов (особенно Павсания) позволили реконструировать архитектурный облик сооружения. Это — дорический периптер размером 27,68X64,12 м по стилобату с числом колонн 6X13. Это был самый крупный храм в Пелопоннесе и один из немногих храмов подобного размера во всей метрополии. Внутреннее помещение состояло из пронаоса, целлы и опистодома. Храм был построен из исключительно твердого местного пороса (ракушечного известняка) и был покрыт тонким слоем прекрасной белой мраморной штукатурки; кровельная черепица, сима и скульптуры были мраморные. Твердость ракушечника сказалась в строгости архитектурных обломов и позволила достигнуть исключительной точности в исполнении, характерной для греческой архитектуры эпохи расцвета. На стилобате еще сохранились следы разбивки — процарапанные на камне линии осей, на пересечении которых были сделаны залитые свинцом углубления, отмечавшие центры колонн. Ко входу в храм вели не дополнительные ступени, а пологий пандус.

Храм Зевса в Олимпии оказал решающее влияние на развитие дорической архитектуры как в удаленных областях эллинского мира (Великая Греция), так и в непосредственной близости к нему. Близ Коринфа, на Истме — перешейке, соединяющем Пелопоннес с Балканским полуостровом, в издревле посвященном Посейдону святилище (где найдены следы постройки, существовавшей еще в VII в. до н.э.) около 460 г. до н. э. был построен храм Посейдона, аналогичный по композиции олимпийскому. Он имел лишь немногим меньшие размеры и число колонн 6X13. При выполнении всего сооружения из пороса кровельная черепица и фронтонная скульптура были мраморными. Храм сгорел в 394 г. до н. э., был вскоре восстановлен, но при римском императоре Юстиниане разрушен до основания, а материал был использован для постройки стены, перегораживавшей Истм.

Олимпия. Храм Зевса, между началом 460 г. и 450 г. до н.э. Арх. Либон из Элиды. План, продольный и поперечный разрезы

восточный фасад (реконструкция)

Что касается ионического зодчества этого времени в Малой Азии, то о нем известно очень мало. Реконструкция разрушенного персами Милета описана ниже. На рисунке воспроизведены план и реконструкция ионического храма Афины в Милете, датировка которого (серединой V в. до н.э.) недостоверна.

Каменная стоечно-балочная конструкция, сформировавшаяся в Древнем Египте, получила свое дальнейшее развитие и законченное художественно-образное выражение, называемое архитектурным ордером, в Древней Греции и Древнем Риме. Основными элементами ордера являются колонна и архитравное балочное перекрытие, опирающееся на колонну. Большой вклад в теорию архитектурного ордера внесли древние зодчие: Витрувий (I век н.э.), а также Палладио и Виньола (XVI век н.э.).

В архитектуре античной Греции были выработаны три разновидности архитектурного ордера: дорический, ионический, коринфский.


Ордер состоит из трех основных частей. Основным элементом ордера являются колонны, которые поддерживают антаблемент. Основание, на которое опирается колонна, называется пьедесталом.

Ордера бывают полные и неполные.

Полным ордером называется ордер, содержащий колонну, антаблемент и пьедестал.

Неполным ордером называется ордер, имеющий только антаблемент и колонну (пьедестал отсутствует).

Структура ордера:

Антаблемент - это верхняя часть архитектурного ордера, которая состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза.

Архитрав - является основной несущей частью антаблемента и состоит из каменных блоков, которые перекрывают пролет между колоннами.

Фриз - это среднее членение антаблемента, представляющее собой широкий пояс.

Карниз - верхняя часть антаблемента. Карниз имеет следующие основные части: поддерживающую часть, свешивающуюся часть (слезниковый камень), венчающую часть.

Колонна - имеет 3 основные части: ствол (фуст), капитель и базу.

Ствол (фуст) представляет собой круглый столб, утончающийся кверху. Утончение идет по слабой выпуклой кривой. Почти во всех ордерах (кроме тосканского), ствол колонны обрабатывается вертикальными углублениями, называемыми каннелюрами, капитель образует переход от вертикального столба к поддерживающей ею горизонтальной балке.

Абака - верхняя часть капители.Она представляет собой квадратную плиту, которая воспринимает тяжесть балки и антаблемента. Под абакой расположен круглый в плане эхин.

База – это нижняя часть колонны, образующая основание для ее ствола.

Пьедестал – подставка под колонной; состоит из трех частей: стул пьедестала, карниз и цоколь.