Архитектура эпохи капитализма
Архитектура эпохи капитализма стран Европы и Америки характеризуется
интенсивным развитием строительной техники, появлением новых строительных
конструкций второй половины ХVІІІ века – начала ХІХ века.
Эклектика XIX в. Эклектика (от греч. ekiektikos — способный выбирать, выбирающий) - соединение разнородных элементов архитектурных стилей.
1. В архитектуре России и Европы доминировал в 1830-1890 гг.
2. Сохраняется архитектурный ордер, но он утратил свою исключительность;
3. Отличительная особенность – объединение в одном здании элементов нескольких архитектурных стилей.
Рис. 31. Дом купца Севастьянова, Екатеринбург, Россия
Рис. 32. Дом-дворец Белосельских-Белозерских, Санкт-Петербург, Россия
Рис. 33. Особняк А.Морозова, Москва, Россия
Модерн XIX- XX в.в. Художественный стиль в искусстве, наиболее популярен во второй половине XIX — начале XX века. Он впитал в себя элементы всех стилей. Связан с использованием новых технически-конструктивных средств, свободной планировки для создания подчёркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу. Во Франции это направление развивалось под названием «ар-нуво» («новое искусство»), в Германии – «югендстиль» («молодой стиль»), в Австрии – «сецессион» («раскол»). Видные представители модерна – Х. Ван де Вельде (Бельгия), П. Ольбрих (Австрия), Ч.-Р. Макинтош (Англия), А. Гауди (Испания), Ф.О. Шехтель (Россия).
1. Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных», изогнутых линий.
2. Используются новые технологии для начала XX в. (металл, стекло).
3. Много внимания уделяется не только экстерьеру, но и интерьеру.
4. Все конструктивные элементы (лестницы, перила, светильники, двери, балконы) оформляются в едином стиле.
5. В модерне сочетаются художественные и утилитарные функции.
Рис. 34. Дом компании Зингер, Санкт-Петербург, Россия
Рис. 35. Дом Мила, Барселона, Испания
Рис. 36. Отель Тассель, Брюссель, Бельгия
Конструктивизм XX в. – направление в советской архитектуре и искусстве 20-х годов ХХ века. Для него характерно использовать принципы индустриального производства и машинной технологии, создание простых, логичных, функционально оправданных форм. Видные представители конструктивизма – братья Л.А., В.А. и А.А. Веснины, М.Я. Гинзбург, И.И. Леонидов и др., входившие в Общество современных архитекторов (ОСА).
Конструктиви́зм — советский авангардистский стиль, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов.
1. Характерна строгость, геометризм, лаконичность форм и монолитность внешнего облика.
2. Конструктивисты придавали наибольшее значение функциональному назначению здания, которое и определяло конструкцию.
3. Соответствие внешнего облика эстетическим идеалам современности.
Рис. 37. Дом контор, Екатеринбург, Россия
Рис. 38. Главпочтамт, Екатеринбург, Россия
Рис. 39. Городок чекистов, Екатеринбург, Россия
Современная архитектура (ХХ - ХХI вв.) – основное направление архитектуры ХХ- ХХI века (иногда используется название «интернациональный стиль»), получившее развитие в 20-60 годы ХХ в, стремившееся выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным общественным потребностям, эстетическим запросам, уровню промышленной технологии. Главный лозунг современной архитектуры – единство архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры. Основоположниками современного движения в Германии была архитектурная школа «Баухауз» (архитекторы В. Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ и др.), в Нидерландах - архитектурная группа «Стиль» (И.-П. Ауд и др.). Основные принципы современной архитектуры выработаны на Международных конгрессах современных архитекторов (СИАМ) под руководством французского архитектора Корбюзье и изложены в специальном документе – так называемой Афинской хартии (1944 г.). На концепцию современной архитектуры оказали значительное влияние работы советских архитекторов братьев Весниных, И.И. Леонидова, К.С. Мельникова и др.
Рационализм и Функционализм начала ХХ в. – направления советской архитектуры 20-х годов ХХ века, связанных с поисками лаконичных, динамичных, архитектурных форм, отвечающих эстетическим запросам и уровню технического развития индустриальной эры. Принципы рационализма развивала группа советских архитекторов «Аснова» (Ассоциация новых архитекторов) – Н.А. Ладовский, К.С. Мельников, В.Ф. Кринский и др. В более широком смысле рационалистами иногда называют представителей современного движения в архитектуре 20 – 60-х годов. Функционализм требовал строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям).
1. Использование прямоугольных либо квадратных форм.
2. Основные материалы: железобетон, стекло, кирпич.
3. Плоские, чаще всего, эксплуатируемые кровли.
4. Характерно расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос. Широкое использование образа «дома на ножках» - полное или частичное освобождение нижних этажей от стен.
Рис. 40. Вилла Савой, Пуасси, пригород Парижа, Франция
Рис. 41. Дом Баухауза, Дессау, Германия
Рис. 42. Общежитие швейцарских студентов, Париж, Франция
Минимализм 40-60 года ХХ в. и по н.в.
По своей сути является тенденцией и направлением, а не самостоятельным стилем.
1. Здания строились таким образом, чтобы создать впечатление крайней простоты и четкой функциональности, поэтому украшения и элементы декора как на фасадах домов, так и в интерьере помещений практически полностью отсутствовали.
2. Для минимализма характерна простота форм и компонентов, природные текстуры и натуральные цветовые сочетания.
3. Красота экстерьеров и интерьеров определяется и выявляется игрой с освещением, использованием основных геометрических форм как контуров и направляющих.
Рис. 43. Алкасер-ду-Сал в Португалии
Рис. 44. Церковь света Андо в Японии
Рис. 45. House Kв Японии
Постмодернизм и Хай –Тек 70- е гг. XX в. по н.в.- течение в современной западной архитектуре. Возникновение постмодернизма связано с кризисом функционалистско-техницистских взглядов. Для него характерно «цитирование» исторических архитектурных образцов, попытки включения в сложившийся контекст архитектурного окружения, отсутствие единой, чётко определённой идейно-художественной платформы.
1. Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.
2. Использование прямых линий и форм.
3. Широкое применение стекла, пластика, металла.
4. Использование функциональных элементов (лифты, лестницы, системы вентиляции и другие), вынесенных наружу здания.
5. Освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.
6. Использование серебристо-металлического цвета.
Рис. 46. Дом компании Ллойд, Лондон, Англия
Рис. 47. Штаб-квартира HSBC, Гонконг, Китай
Рис. 48. Тихоокеанский центр дизайна, ЛосАнджелес, США
Деконструктивизм 80 е гг. ХХ в. и по н.в.
1. Деконструктивизм – отказ и отрицание конструкции;
2. Стиль отличался агрессивностью, ломаными формами и визуальной сложностью, насильственным вторжением в жизнь города и внешней усложненностью.
3. Для стиля характерны острые углы, перекошенные окна, искривленные опоры, имеющие исключительно декоративную функцию. Горизонтали и вертикали заметно смещены, формы непрямолинейны. Конструкции несимметричны, сооружения создают эффект беспорядка.
4. Архитекторы специально на фасаде изображают конструкцию, которая по физическим законам держаться не должна. Или навешивают декорацию, которая вызывает ощущение нереальности происходящего. Или скрывают несущие части, оставляя на поверхности только эффект.
Рис. 49. Арх. Ф.Гери Музей Гугенхайма в Бильбао, Испания
Рис. 50. Концертный зал FederationSquare в Мельбурне, Австралия
Рис. 51. «Танцующий Дом», Прага, Чехия
Органическая архитектура 1890-1930 и по н.в.
1. Идея состоит в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов и органично вписанных в окружающий ландшафт.
2. Внешний облик здания, вытекает из внутреннего содержания.
3. В основе методики органического проектирования лежит представление о здании как о целостном организме, все части которого взаимосвязаны и взаимообусловлены, ни одна часть не может быть произвольно изъята, добавлена или заменена.
Рис. 52. Дом над водопадом(1936), Пенсильвания-Вудс,США
Рис. 53. Дом «Ракушка», Япония
Рис. 54. Школа искусств, дизайна и средств массовой информации
в Сингапуре