1.2 Архитектура Древнего Египта
Формирование древнеегипетского государства значительно отличалось от существовавших ранее государственных образований Междуречья и Северного Кавказа (царство Урарту, царство Кавказская Албания). Если в основе общественной жизни этих государств еще были сильны родоплеменные отношения, то египетская государственность сразу начала свое существование как авторитарно-монархическая и бюрократическая система.
По сути, мы можем говорить сейчас о том, что уже вскоре после 3000 г. до н.э., Египет стал превращаться в первое в истории мира государство, элита и население которого стали осознавать себя имперским народом. История Древнего Египта по современной классификации разделяется на пять периодов:
1. эпоха Раннего и Древнего царств (период египетского протогосударства: эпоха Раннего царства — 3000—2800 гг. до н.э.; эпоха Древнего царства — 2800—2400 гг. до н.э.);
2. эпоха Среднего царства (конец 3 тыс. до н.э. — XVII в. до н.э.);
3. эпоха Нового царства (XVI—XI вв. до н.э.);
4. Эфиопско-Ливийский период развития Египта (XI—VII вв. до н.э.);
5. эпоха Позднего царства (Саисский период, 664—525 гг. до н.э. и Первый персидский период, 525—332 гг. до н.э.).
После этого Египет был завоеван Александром Македонским, и Египетское царство эпохи правления династии Птолемеев следует рассматривать отдельно, так как этот период является временем греко-македонского господства и не имеет отношения к развитию архитектуры и градостроительства в национальном государстве.
На людей Древнего мира, так же как и на современных, большое впечатление производили физические размеры архитектурных сооружений. Если вспомнить знаменитые семь чудес света, то шесть из них поражали современников в основном объемом использованных материалов. И только знаменитый Колосс Родосский, если верить древним источникам, был действительно смелым инженерно-архитектурным сооружением.
Большинство монументов, дошедших до наших дней от древнейших цивилизаций, чаще всего представляют собой нагромождения из камня (египетские пирамиды) и глинобитного кирпича (месопотамские зиккураты) либо каменную облицовку искусственного или природного холма (мексиканские пирамиды, храмы и святилища в Юго-Западной Азии). Их сооружение требовало больших организационных усилий и еще больше тяжелого труда, особенно у цивилизаций Южной Америки, располагавших лишь каменными орудиями труда. Однако именно в Древнем Египте возникают такие понятия, как инженерно-архитектурная школа, инженерно-архитектурное образование. Общность черт жилых, общественных, культовых и погребальных сооружений характерна для всего последующего развития архитектуры Древнего Египта. Это прослеживается в планировке, оформлении и композиционном решении построек. Постепенно для постройки жилищ стали использовать кирпич, приготовленный ручным способом и высушенный на солнце. Кирпич-сырец служил основным материалом в массовом строительстве. Развитие земледельческого хозяйства, основанного на искусственном орошении земель, требовало масштабного строительства ирригационных сооружений. В результате в середине 4 тыс. до н.э. образовалось два царства: Верхнего (южного) и Нижнего (северного) Египта, с последующим объединением их в единое централизованное государство.
Отличие архитектуры Египта от архитектуры других цивилизаций состоит в том, что исторически цивилизация Египта была замкнута внутри себя и, развиваясь как земледельческая речная цивилизация, довольно долгое время была оторвана от культурного влияния третьих государств.
1.2.1 Эпоха Древнего царства
Около 3000 г. до н.э. на территории Египта сложилось древнейшее государство со столицей в городе Мемфис, расположенном в начале дельты реки Нил. Во главе этого государства стоял фараон.
От периода Раннего царства до нас дошли гробницы и культовые сооружения. Дома из тростника, глины, дерева и кирпича-сырца почти не сохранились.
Египтяне считали гробницы вечным домом, поэтому их формы схожи с формами обычных жилищ. Холмам из камня и гальки над захоронениями они придавали правильную форму, обмазывали их илом и обкладывали кирпичом. В дальнейшем стенам гробниц стали придавать небольшой наклон, для придания прочности конструкции. По внешнему виду такая гробница напоминала скамью, что в переводе на арабский язык означает ≪мастаба≫.
Мастабы были древнейшим видом гробниц царей Египта, возникшим до пирамид. Самые древние царские захоронения имели форму мастаб и были сделаны из кирпича-сырца. В подземной части этих сооружений находилась погребальная камера, а в наземной — молельня (рис. 2.1).
Древним царством принято называть период III—VI династий. Желание увеличить строение по вертикали явилось важнейшим этапом в развитии царских гробниц. Мысль о наращивании наземной части сооружения привела к созданию так называемой ступенчатой пирамиды.
Ступенчатая пирамида фараона III династии Джосера (Пирамида Джосера) была построена около 2800 г. до н.э. в Саккаре строителем Имхотепом. Эта пирамида, которая в процессе своего строительства неоднократно расширялась, имела в основании размеры 109,2 × 121 м, достигая высоты 60 м, и состояла как бы из шести мастаб, поставленных друг на друга. Весь погребальный комплекс располагался на искусственной террасе и занимал площадь 544,9 × 277,6 м.
Этот ансамбль, центром которого была пирамида, состоял из молелен и дворов и был окружен стеной толщиной до 15 м и высотой около 10 м. Имхотеп повторил в камне формы, которые были свойственны постройкам из тростника и кирпича-сырца, войдя в историю Египта как первый строитель каменных зданий. Впервые складывается система ансамбля. Пирамида Джосера — первое в истории Египта монументальное каменное сооружение.
Некрополь в Гизе, рядом с городом Мемфис, принято считать самым крупным комплексом погребальных сооружений Древнего царства. Его основу составляют три пирамиды фараонов IV династии — Хеопса, Хефрена и Микерина, построенные в период 2900—2700 гг. до н.э..
Пирамида Хеопса — самая большая из всех пирамид не только в Гизе (рис. 2). Ее высота составляет 146,59 м, длина сторон основания — 233 м. Это самое большое каменное сооружение в мире. Пирамида сложена из крупных и плотно пригнанных друг к другу блоков желтого известняка. Высота каменного блока в основании пирамиды составляет 1,5 м, а у вершины — 55 см. На сооружение пирамиды Хеопса пошло около 2 300 000 каменных блоков. Вес отдельных блоков достигал 30 т, а общий объем каменной кладки составил около 2 590 000 куб. м. Длина плит облицовки пирамиды в основании кладки равнялась 1,5 м.
На всю облицовку этого грандиозного сооружения пошло около 115 500 плит белого камня, исчезнувших ныне. Примерно 30 лет ушло на строительство этой пирамиды вместе с ведущей к ней дорогой.
Основание пирамиды Хеопса было ориентировано по сторонам света. С северной стороны располагался вход в пирамиду, из которого по длинному коридору можно было попасть в самый центр пирамиды — погребальную камеру, где находился строгий и простой по форме саркофаг. Для облегчения давления на перекрытие огромной каменной массы над потолком, в нескольких местах кладки, специально были оставлены пустоты. Автор ансамбля — брат фараона Хеопса зодчий Хемиун.
Гигантский массив пирамиды четко выделялся на фоне неба, воплощая собой идею нерушимого вечного покоя и бесконечности. Недалеко от пирамиды Хеопса находилась пирамида его преемника — Хефрена. Ее высота чуть меньше и составляла 143,3 м, а длина сторон основания — 215,25 м. Погребальная камера расположена ниже основания этой пирамиды. В ней находился большой гранитный саркофаг. До нас дошли только остатки облицовки на вершине пирамиды, когда-то покрывавшей ее целиком.
Вблизи пирамиды Хефрена возвышается огромная статуя Большого сфинкса высотой 20 м, длиной 57 м. Это самая грандиозная скульптура, созданная за всю историю человечества.
В древние времена статуя была окрашена и покрыта специальным составом. Образ сфинкса проходит через всю египетскую культуру, являясь важной частью архитектурных ансамблей.
Третья из пирамид некрополя в Гизе, пирамида фараона Микерина, имеет высоту 62 м, длину стороны основания 108,4 м и уступает по величине своим предшественникам. Облицовкой для пирамиды служил гранит. Вместо каменных блоков в строительстве использовались кирпич-сырец и дерево. Блоки, из которых сложена пирамида, крупного размера.
На примере пирамид виден рост мастерства египетских строителей. Геометрия становится все более точной. Пропорции совершенствуются.
Во времена Древнего царства в Египте были не только построены грандиозные пирамиды, но и освоены навыки работы с камнем с использованием всех его конструктивных и декоративных возможностей, а также выработаны основные пропорциональные соотношения колонн, сохранившиеся потом на целые тысячелетия.
Основными материалами для построек в эту эпоху служили кирпич-сырец, песчаник, гранит, базальт, известняк. Кладка из камней и кирпича-сырца осуществлялась на растворе из извести, песка и глины. Основной конструкцией каменных монументальных сооружений в этот период были стена с пилонами (опорами) и стоечно-балочная система. Именно в эпоху Древнего царства мы имеем свидетельства появления протодорического ордера. Простейшие стоечно-балочные конструкции в процессе своего развития в этот период начали получать различную художественную обработку. В результате стали появляться различные варианты протодорического ордера, которые состояли из колонн-стоек с капителями (верхняя расширенная часть колонны, воспринимающая нагрузку от покрытия) и горизонтальных балок — антаблемента (система горизонтальных элементов, поддерживающих покрытие) с карнизами.
Жилищное строительство в эпоху Древнего царства сильно отставало от строительства пирамид и ирригационных сооружений. Строительство храмовых комплексов и поминальных храмов, а также жилых и общественных зданий находилось еще в самом зачаточном состоянии. Поражает контраст между легкой и недолговечной гражданской архитектурой этого периода и сохранившимися в течение 50 веков монументальными пирамидами.
Жилые дома возводили либо глинобитными, либо саманным способом из тростника и прибрежной лозы, обмазанной глиной. Города еще не имели планировочных планов, поэтому городская застройка была тесной, на улицы жилища выходили глухими глинобитными стенами. Однако главное архитектурное достижение Древнего Египта — это, конечно же, монументальные погребальные сооружения — пирамиды.
Первоначально ступенчатость пирамид доминировалав Египте. Пирамида фараона Снофру в оазисе Медум (рис. 2.2) и стометровая пирамида в Дашуре (рис. 2.3) также представляли собой ступенчатые архитектурные сооружения. И только при строительстве ансамбля пирамид в Гизе (XXIX—XXVII вв. до н.э.) было найдено единое архитектурное и конструктивное решение, пирамиды стали возводить в виде единого объема геометрически правильной формы с квадратным основанием.
Конструкция пирамид крупноблочная. Они сложены из огромных блоков весом до 2 т и объемом до 1 куб. м. Блоки желтого известняка скреплялись известковым раствором. Эти блоки облицовывались отшлифованными плитами белого известняка насухо. Частично эти плиты облицовки сохранились на вершине пирамиды Хефрена. В 2007 г. английская археологическая экспедиция, проводившая исследования пирамиды Хеопса, пришла к выводу, что огромные двухтонные блоки желтого известняка, из которых возведена пирамида, не являются целиковыми.
1.2.2 Архитектура эпохи Среднего царства
В конце 3 тыс. до н.э. и вплоть до XVII в. до н.э. египетское общество пережило период стагнации. Это время характеризуется общей раздробленностью страны на отдельные провинции — номы. Авторитарная власть фараона сменяется властью местной землевладельческой аристократии. Несколько династий фараонов тщетно пытались объединить страну, и только Сенусерту III — первому фараону XI династии — удалось это сделать. Это повлекло за собой масштабное строительство. Именно с Сенусерта III прекращается строительство пирамид и начинается возведение погребальных храмов и гробниц. Этот грандиозный строительный проект впоследствии греки назовут шедевром строительного искусства египетской цивилизации.
В основном в эту эпоху широкое развитие получает строительство дворцовых комплексов. Единственный погребальный комплекс с элементами возведения пирамид дошел до нас в местечке Дейр-эль-Бахри, и это был погребальный комплекс храмов фараонов XI династии Ментухотепа III и его сына Ментухотепа IV (рис. 2.4). Он является наиболее значимым сооружением монументального зодчества первой половины Среднего царства.
Наиболее яркой страницей в истории строительства Среднего царства стали пещерные храмы. В их числе комплекс гробниц в Бени-Хасане. В пещерных храмах Бени-Хасана впервые применен интересный конструктивный элемент. Колонны пещерных храмов там очень широко расставлены и имеют небольшие сечения. Кроме того, стволы колонн прорезаны вдоль желобками, которые гораздо позднее в греческой архитектуре получили название каннелюр.
Период Среднего царства охватывает около 300 лет. В период правления XII династии в Египте были проведены большие ирригационные работы: осушено много болот на севере страны для использования их в сельском хозяйстве, создано огромное водохранилище, соединенное специальным каналом с Нилом, построены шлюзы и плотины, сделавшие возможным направлять воду из реки во время разлива в водохранилище, а потом орошать ею земли.
Представление о гражданской архитектуре Среднего царства нам дает город Кахун, расположенный в районе Фаюмского оазиса (рис. 2.5). В результате раскопок удалось воссоздать расположение улиц. Площадь города — около 10 га. Город был разделен массивной стеной на две части, в одной из которых находились дворец и дома знати, в другой — маленькие домики ремесленников.
Особенностью дворцовой архитектуры можно считать то, что гостевые залы были выше остальных, что давало возможность использовать перепады высот и размещать на этих перепадах световые и вентиляционные решетки. В 1970-е гг. был раскопан один из дворцовых комплексов в Тель-эль-Амарне (рис. 2.6).
В ходе раскопок был обнаружен дворцовый парк протяженностью до 70 м в в длину. Однако эпоха Среднего царства с ее политической и экономической раздробленностью не отличалась активным строительством монументальных сооружений. Новый всплеск развития архитектуры в Древнем Египте приходится уже на период Нового царства.
1.2.3 Архитектура эпохи Нового царства
Период Нового царства в Египте — это эпоха расцвета древнеегипетской архитектуры. В эту эпоху изменились социально-экономические условия развития государства. После изгнания в 1600 г. до н.э. захватчиков гиксосов в Египте возникает новая политическая система с сильной централизованной властью фараона, усиливается роль египетского религиозного культа и возникает новая социальная группа ≪неджес≫ — новых египтян, которые становятся главной опорой трона. Строительство пирамид в этот период прекращается, и из монументальных сооружений этого периода можно отметить продолжающееся строительство царских пещерных и скальных гробниц. Если в эпоху Древнего царства власть фараона была священной и в честь фараонов строились храмы, то с развитием древнеегипетской религии и утверждением единого пантеона древних богов храмы начинают возводиться в их честь. Власть фараона продолжает обожествляться, однако многие фараоны уже не опираются на жречество и все чаще стараются освободиться от опеки жреческой касты. Поэтому храмы периода Нового царства считаются уже обиталищем божества, а не бессмертной души бога-фараона, как это бывало ранее. Именно в этот период вырабатывается классический тип египетского храма, который послужил прообразом многих других религиозных сооружений иных цивилизаций.
Эпоха Нового царства — это время создания крупнейших храмовых комплексов Древнего Египта, возведенных на восточном берегу Нила в столице Египта — знаменитых Фивах. Все египетские фараоны Нового царства стремились принять участие в строительстве, оставив свой след и память о себе в этом городе.
В этот период было построено много храмов. В основе планировки монументального наземного храма этого времени лежит один и тот же принцип фронтально-осевого построения с постепенным композиционным развитием симметричных пространств. Фасад храма обычно был обращен к Нилу. К главному входу вела широкая аллея, обрамленная статуями сфинксов, направлявшими движение. Массивные стены пилонов с входом через портал между ними формировали главный фасад. Перед входом по бокам ставились два обелиска и статуи фараона. Вся поверхность пилонов украшалась рельефными изображениями, контуры которых были глубоко врезаны, что усиливало контрастность изображения памятника. За массивными пилонами скрывались открытый двор, окруженный со всех сторон колоннами, — перестиль (внутренний двор) и гипостильный зал (от греч. hypostylos — поддерживаемый колоннами) с множеством колонн, освещение которого предусматривалось за счет перепадов высот среднего и боковых нефов. Применение естественного освещения при таком построении залов в архитектуре храма стало одной из особенностей строительства Нового царства.
По такому принципу построены почти все храмовые комплексы периода Нового царства. Самые значительные и известные из них — храм Амона (бога Солнца) в Карнаке и храм Амона в Луксоре в Фивах (рис. 2.7, 2.8).
При Аменхотепе III на месте древнего святилища, посвященного триаде богов — Амону, Мут и Хонсу, — был построен Луксорский храм, который стал итогом развития формы нового типа храмов периода Нового царства.
Помимо строительства храмов при Аменхотепе III была поставлена важная задача по объединению комплекса Луксора и Карнака. Аллея сфинксов, идущая от ворот Луксорского храма (позже разделившаяся на две аллеи, ведущие к храмам Мут и Хонсу), шла к Карнаку. В результате Луксор был включен в композицию храмового комплекса в Карнаке. Кроме того, на западном берегу реки Нил, напротив аллеи сфинксов, идущей от Карнака, была построена пристань. От нее также вела аллея сфинксов в сторону храма царицы Хатшепсут. Все это способствовало образованию единого архитектурного комплекса.
Следующим крупным этапом строительства в Фивах было расширение храма Амона в Карнаке.
Гипостильный зал Карнакского храма имеет ширину 103 м, а глубину 52 м. Его площадь составляет 5000 кв. м. Высота 12 колонн среднего нефа достигает 20,4 м, включая абаку (верхнюю плиту капители колонны). Капители этих колонн имеют вид раскрытых цветов папируса со стволами, сложенными из кристаллического песчаника. Высота колонн боковых нефов достигает 16 м. Центральный проход освещается естественным светом через окна с каменными решетками, расположенными по всей его длине в стенах, возвышающихся над кровлей боковых частей залов (рис. 2.9).
Ансамбль храмов в Карнаке строился на протяжении столетий разными зодчими и представлял собой сложный комплекс сооружений. Его часто называют ≪каменной летописью египетского зодчества≫.
Особое место в архитектуре Египта по-прежнему продолжали занимать заупокойные царские храмы, которые теперь все больше походили на монументальные сооружения с огромными пилонами и аллеями сфинксов. Гробницы Нового царства, как правило, были отделены от заупокойных храмов и высекались в ущельях скал, притом что сам храм строился на равнине. Все эти постройки располагались на западном берегу Нила.
Важным этапом в истории египетской архитектуры является строительство заупокойного храма царицы XVIII династии Хатшепсут (рис. 2.10). Этот храм воздвигнут в конце XVI в. до н.э. в северной части долины Дейр-эль-Бахри около Фив, рядом с заупокойным храмом царей XI династии Ментухотепов. Он во многом повторяет его, для того чтобы подчеркнуть преемственность власти. Схожесть композиционных решений в планировке этих сооружений проявляется в идее храма, построенного на террасах, обнесенных со стороны фасада портиками.
На примере этого сооружения отчетливо прослеживается один из основных принципов египетского искусства: синтез архитектуры и скульптуры. В храмах этого периода впервые появился мотив, получивший в дальнейшем развитие в античной архитектуре: опоры в виде человеческих фигур (атланты и кариатиды).
Одной из особенностей египетской архитектуры конца Нового царства является строительство пещерных храмов. К самым выдающимся произведениям египетского искусства можно отнести храмы, вырубленные в скалах Абу-Симбела (Нижняя Нубия), повторяющие по своему планировочному решению типичные планировки храмов Нового царства, построенные на поверхности земли. Отличие состоит лишь в отсутствии аллеи сфинксов, идущей к храмовому комплексу, так как скалы почти вплотную подходят к воде.
Комплекс в Абу-Симбеле на протяжении 3000 лет поражал всех путешествующих по Нилу своей красотой и величием. При сооружении Асуанской плотины для спасения памятников от затопления храмы были распилены на большие блоки и пронумерованы, а после окончания строительства вновь собраны.
Еще одним важным моментом египетской архитектуры этого периода можно назвать то, с каким мастерством египетские архитекторы и инженеры использовали окружающее пространство, как они вписывали свои сооружения в окружающий природный ландшафт.
В конце эпохи Нового царства в период правления царицы Хатшепсут при непосредственном покровительстве ее фаворита и архитектора Сенухерта в Фивах — столице Древнего Египта — было организовано первое инженерно-архитектурное специализированное училище, которое было призвано готовить архитекторов и инженеров-архитекторов для нужд архитектурного управления царского двора. Этот пример говорит нам о том, что уже тогда государство было заинтересовано в большом количестве грамотных специалистов в области архитектуры и проектирования.
1.2.4 Архитектура Эфиопско-Ливийского периода
Последним могущественным фараоном Египта периода Нового царства был Рамзес III. После его правления Египет распался на южную часть со своей столицей в Фивах и северную со столицей в Танисе.
В Танисе находились погребения царей XXII династии. В Фивах же, в храме Амона-Ра в Карнаке, перед вторым пилоном соорудили большой двор и построили массивный пилон высотой 43,5 м и шириной 113 м.
Фараоны XXIV династии были родом из Нубии. В начале 1 тыс. до н.э. в столице Нубии Напате развернулось огромное строительство культовых сооружений. Гробницы фараонов XXIV династии, находящиеся в Напате, имеют форму небольших пирамид (рис. 2.11).
Самым значительным захоронением позднего периода в Дейрэль-Бахри стал ансамбль гробницы жреца Амона Педиамонеминету. Весь ансамбль построен в традициях храма периода Нового царства. Сдержанность и лаконичность, присущая памятникам саисского периода, прослеживается здесь во всем. Внутреннее пространство ансамбля украшают рельефы, стилистически схожие с рельефами периода Древнего царства.
От периода 200-летнего правления в стране персами в старой части Каира сохранились лишь остатки крепости.
После падения Нового царства и завоевания Египта Ассирийской державой около 1100 г. до н.э. начался период полураспада государства. И если в Нижнем Египте вся власть принадлежала ассирийским наместникам, то в Верхнем Египте вновь усилилась власть местных правителей — номархов. В итоге происходила частая смена династий.
1.2.5 Архитектура эпохи Позднего царства (Саисский период)
Около 660 года до н.э. ассирийские цари назначили своим наместником в Нижнем Египте принца Нехо — сына номарха области Саис. Через 5 лет, в 655 году до н.э., когда Ассирийская держава начала распадаться, Нехо объявил себя независимым правителем и быстро объединил весь Египет под своей властью.
Так была основана последняя — XXVI династия египетских фараонов, получившая наименование Саисская династия, потомки этой династии существуют до настоящего времени. А период развития Египта с 655 до 525 г. до н.э. получил наименование Позднего, или Саисского, царства.
Столицей новой XXVI династии стал город Саис (рис. 2.12). Здесь, для того чтобы подчеркнуть преемственность власти, сооружались усыпальницы, похожие на мастабы Древнего царства, и гробницы, напоминающие скальные гробницы Нового царства.
Египет в этот период перестает быть империей в территориальном смысле. Имперская энергия нации начинает направляться в новое русло.
Как считали древние греки, Египет в этот период завоевывал окружающие народы не силой оружия, а силой своей культурной традиции и своей торговой экспансией. В то же время Саисская держава находилась под сильным обаянием греческой традиции. Так, например, в Египте появляется греческая наемная армия, в придворных кругах широкое распространение получает греческий язык, и в то же время не исчезли и свои местные традиции.
Это касается и архитектурно-строительных традиций. Наиболее ярким примером соединения греческой и египетской архитектурных традиций в архитектуре Саисского периода является храм бога Гора в оазисе Эдфу, который достраивался уже в эпоху эллинистического Египта (рис. II.10).
При общей традиционной для Египта схеме планировки храма по-новому решена композиция перистильного двора. Он более просторный и связан с открытыми обходными галереями вокруг храма. Вместо передней глухой стены гипостильного зала можно видеть колоннаду с пышными композитными и пальмовидными капителями. В то же время, если греческий храм допускает вход в колонный портик с любой стороны, египетские храмы-периптеры этого периода направляют посетителя к началу движения, к главному входу, где боковые колонны заменены стенами, которые сохраняют функцию пилонов. В 525 г. до н.э. Саисская династия пала под натиском персидской армии, и в течение 200 лет Египет находился под властью Персидской державы. После ее завоевания Александром Македонским Египет вошел в состав Греко-македонской империи, а с 330 и до 30 г. до н.э. Египет стал основой государства Птолемеев и наступил период так называемого Эллинистического Египта. В 30 г. до н.э. Египет становится провинцией Римской империи и постепенно утрачивает свою культурную самостоятельность. Новый расцвет Египта наступает после 396 г. н.э., когда он становится частью Византийской империи, а с VIII в. Египет становится частью Арабского халифата. В этот период наступает новый расцвет египетской архитектуры, связанный уже с исламской цивилизацией.
Строительные материалы и конструкции
Жаркий и сухой климат Египта, обилие ила и тростника определили характер строительных материалов. Обмазанный глиной и илом тростник, обожженный кирпич и необожженный кирпич-сырец из смеси ила и соломы — вот основной строительный материал, применявшийся в Древнем Египте. Этот материал недолговечен, именно поэтому так мало дошло до нас немонументальных образцов жилой архитектуры. В период Древнего царства египтяне не знали строительных лесов. При строительстве пирамид использовались пандусы из песка, укрепленные боковыми стенками сырцовой кладки или мешками с песком и имевшие настил из каменных плит, по которому блоки втаскивали при помощи упряжек быков на каждый последующий ярус кладки. Постепенно пандус наращивали, и после завершения строительства облицовка пирамиды начиналась уже сверху, и готовая пирамида освобождалась от песчаной насыпи. При возведении храмов, имеющих перекрытия, также прибегали к устройству пандусов.
В основном в Египте строили одноэтажные дома, однако в период Среднего царства стали возводить двухэтажные - четырёхэтажные дома с устройством внутренних лестниц. Жилые помещения в подобных домах разделялись толстыми стенами и перекрывались сплошным настилом из пальмовых стволов, на него укладывались циновки и затем намазывался толстый слой глины вперемешку с илом. Так как дерево было очень дорогим материалом, то его отсутствие для промежуточных опор делало невозможным расширение пролетов помещений. Еще одной особенностью египетской архитектуры является ее симметричность и симметричность композиционных решений. Именно в Древнем Египте стали применять ордера. Мы знаем несколько типов ордеров, которые принято называть протодорическими. Прежде всего это так называемые гладкоствольные колонны с лотосовидным ордером, где капитель представлена как раскрытый цветок лотоса. Затем идет тип лотосовидной колонны, где капитель представлена как закрытый бутон лотоса. В эпоху Среднего царства широко применяется папирусовидный тип колонны с вертикальными канелюрами и капителью в форме закрытой верхушки стебля папируса. И наконец, в эпоху Нового царства широко применяются так называемые композитные типы колонн с капителями в форме раскрытого цветка лотоса и так называемый гаторический или хаторический тип капители колонны, когда капитель изображает вырезанное на квадратном блоке изображение лица богини Хатор.
Формирование египетской ордерной системы происходило в процессе совершенствования конструктивной и художественной тектоники стоечно-балочной системы сооружений. Египтяне крайне редко использовали своды и купола. Отсутствие в стране строевого леса привело к технике возведения сводов и куполов без опалубки. Каждый ряд глиняных кирпичей незначительно свешивался над лежащим ниже. На балки могли укладывать каменные плиты перекрытия. Опоры могли быть монолитными каменными столбами простого квадратного сечения. В другом случае опорами могли служить колонны, состоявшие из базы, ствола и капители. Колонны как наиболее выразительные элементы ордерной системы часто становились объектами тщательной художественной обработки.
После вступления армии Александра Македонского в Египет в 332 г. до н.э. в целях укрепления власти царей македонской династии Птолемеев, велось большое строительство (323—30 гг. до н.э.). Был основан город Александрия, который построен по единому плану, с регулярной планировкой. Династия Птолемеев весь период своего правления старалась поддерживать архитектурные традиции Древнего Египта.
На примере развития египетской архитектуры впервые в истории в таком масштабе мы можем видеть становление архитектуры как искусства, основные принципы которого были сформулированы позднее Витрувием как «польза, прочность, красота». Впервые была художественно осмыслена работа камня как материала в стоечно-балочной системе путем приобретения продуманных пропорций, структуры и деталей, то, что обозначается термином «ордер», в переводе с латинского языка — порядок, строй.
В египетской архитектуре впервые в истории появился ряд выразительных приемов и элементов, получивших свое дальнейшее развитие в мировой архитектуре:
1) выявление монументальности объема за счет формообразования, масштаба и пластики;
2) появление больших архитектурных ансамблей, созданных по единому плану;
3) понимание выразительности симметричной композиции на единой продольной оси;
4) возникновение перестильного двора;
5) разработка таких элементов, как стена, колонна, портик, появление ордерной системы;
6) базиликальный разрез;
7) понимание пропорций как основы архитектурной композиции;
8) появление прототипа периптера, типа храмов, получившего дальнейшее
развитие в античной архитектуре;
9) расширение арсенала чисто архитектурных выразительных средств
за счет скульптуры и живописи, а также использование их как вспомогательных
элементов в создании архитектурного образа (синтез искусств).