1.4 Архитектура Древнего Рима
История древнего Рима — заключительный этап в развитии рабовладельческой общественной формации. Античный Рим представляет большой интерес как образец классического развития рабовладельческого государства от его зарождения, укрепления и расцвета до постепенного упадка, изживания основ государственности, разложения идеологической системы и возникновения в недрах старого общества новой идеологии и новых форм общественной организации. С течением времени эти новые явления, отчетливо обозначившиеся к концу III в. н.э., привели к образованию иной исторической формации — феодализма.
Столь же четкими, как основные фазы эволюции римского государства, были и соответствующие им стадии развития римской культуры и искусства. Первой стадией художественной культуры Северной и Средней Италии явились зодчество, скульптура, живопись и прикладное искусство этрусского периода, который охватывал VIII—III вв. до н.э. и соответствовал архаическому и отчасти классическому периодам искусства древней Греции. Искусство этрусков ярко выразило особый характер их мироощущения, своеобразно окрасивший произведения этого периода и во многом определивший впоследствии дух римского искусства. В этрусский период были созданы самобытные формы жилища, культового здания, гробниц и инженерных сооружений, которые явились основой дальнейшего развития этих архитектурных типов.
Следующий этап развития культуры древней Италии связан со временем Римской республики (IV в. до н.э. — 27 г. до н.э.). Это был период становления Римского государства, время последовательного расширения его границ путем завоевания многих народностей, населяющих Апеннинский полуостров. Процесс поглощения Римом италийских племен продолжался до середины III в. до н.э. Он сопровождался ассимиляцией культуры этих племен, элементы которой перерабатывались формирующейся римской культурой, на основе этрусской и греческой традиции. С конца III века до н.э. Римское государство принялось расти уже за счет ряда стран Средиземноморья. В результате этого италийская культура, непосредственно соприкоснувшись с высокими образцами культуры эллинизма, получила новые стимулы для своего развития. К концу периода республики римская архитектура и искусство завершили трудный процесс своего становления.
Период Римской империи захватил почти пять столетий (27 г. до н.э. — 475 г. н.э.). В течение I—II вв. н.э. Рим превратился в крупнейшую державу античного мира, объединившую в своих границах страны, чрезвычайно разнообразные по этническому составу, климатическим условиям, экономическому и культурному уровню. Это было время блестящего расцвета всех сторон римской архитектуры и градостроительства и широкого распространения римских сооружений по всей империи. Римская архитектура I—II вв. н.э. в значительной степени определила дальнейший характер зодчества провинций, в свою очередь испытав обратное воздействие местных архитектурных форм и традиций.
С конца II в. Рим склоняется к упадку, вызванному растущим социально-экономическим и политическим кризисом, продолжавшимся почти столетие. За это время были возведены лишь немногие постройки традиционных типов. Изменившиеся условия жизни вызвали видоизменения старых и поиски новых типов зданий, конструкций и архитектурных форм.
С середины 80-х гг. III в. Римское государство вступило в фазу домината. Это означало окончательный разрыв с остатками внешне сохранявшихся республиканских форм правления и сосредоточение всей полноты власти в руках императора, который из первого гражданина империи превратился в наместника бога на земле. В борьбе с разлагавшими государство сепаратизмом провинций, ослаблением центральной власти на местах, инфляцией, хозяйственным упадком и восстаниями рабов и колонов в период домината был предпринят ряд мер:
1. управление огромной империей было разделено между четырьмя правителями; была проведена нивелировка своеобразия частей империи путем нового административного ее деления;
2. установлены единый бюрократический аппарат, единая натуральная система налогового обложения и натуральная система оплаты чиновников и армии;
3. вскоре была провозглашена и единая для всех религия — христианство.
Однако эти меры, а также закрепощение колонов (332 г.) и наследственное закрепление профессий за ремесленниками и чиновниками, отразившие коренные изменения в экономике и структуре рабовладельческого общества, не смогли предотвратить его конца. Переход к натуральному хозяйству, преобладание в период поздней империи деревни над городом, прикрепление различных групп населения к строго определенным занятиям и месту — все это имело следствием упадок торговли и городов и создало предпосылки для феодальной системы организации общества.
Архитектура поздней империи отразила социально-политические изменения, происходившие в государстве. Над немногочисленными, еще возводившимися постройками традиционных типов (термы, цирки, триумфальные арки) стали преобладать во многом отличные от них по назначению, планировке, объемной композиции и общему характеру монументальные сооружения — императорские резиденции, мавзолеи и храмы, посвященные обожествленным императорам и членам их семей, христианские базилики и монастыри. Эти сооружения отвечали потребностям монарха и христианской церкви — двух главных сил, возобладавших в рабовладельческом обществе накануне его гибели.
Материалы, техника, конструкции в строительстве Рима эпохи Республики
Камень был основным строительным материалом в гористой, богатой разными его сортами и вулканическими породами стране. Наиболее удобными для обработки были разновидности мягкого туфа — серого, желтоватого или коричневатого цвета. Очень ценился твердый известняк — травертин, применявшийся крайне экономно в течение почти всего периода республики. Он использовался архитекторами лишь в местах наибольшей нагрузки здания в угловых частях и тех деталях, где нецелесообразен был пористый туф, легко подвергавшийся выветриванию. Снаружи каменные здания нередко покрывались легким слоем стука. Из камня возводились преимущественно культовые и общественные здания и инженерные сооружения. Жилища строились из кирпича-сырца. С конца II в. в употребление вошел обожженный кирпич разных форм. Из фасонного круглого или пятиугольного кирпича выкладывались стволы колонн (рис. 1). К концу I в. до н.э. в стенах терм применялись пустотелые кирпичные блоки для устройства обогревательной системы, в которой циркулировал горячий воздух (рис. 2).
1. Фасонный кирпич для кладки колонн
2. Виды полых кирпичей
3. Образцы «нормальной» кладки
В конце периода республики для отделки храмов, общественных зданий и богатых жилищ стал употребляться белый мрамор, как местный, так и привозимый из Греции.
В строительном искусстве и приемах обработки камня известное влияние на римлян оказали этруски. Остатки древнейших римских построек выполнены из больших камней неправильной формы. Кроме полигональной рано была освоена и квадровая кладка. За период V—III вв. до н. э. римляне усовершенствовали строительную технику, разработав так называемую «нормальную» кладку из блоков в форме параллелепипеда разных размеров (в среднем 60X60X120 см). Применялось несколько способов этой кладки: из одних ложковых рядов блоков; из ложков с редкими тычками; из чередующихся рядов ложков и тычков, а также с соблюдением ритмического чередования в каждом ряду тьчков и ложков (рис. 3).
К III в. до н.э. под влиянием греков улучшилась обработка внешней стороны блоков и были разработаны различные способы рустовки. Для подъема и перемещения тяжелых каменных блоков на стройках применялись простейшие подъемные краны.
Помимо стоечно-балочной системы в конструкциях употреблялись ложная арка и ложный свод. К концу III в. до н.э. относится появление римского бетона, открывшего огромные возможности в строительстве.
Развитие римского бетона началось с применения известкового раствора в бутовой кладке. Подобный строительный прием в эллинистическое время был широко распространен. Отличие римского бетона от обычных известковых растворов заключается в том, что вместо песка в нем использовались пуццоланы — вулканические пески, названные по месту добычи (городу Поццуоли — древние Путеолы). Применение пуццолан вместо песка в строительном растворе было вызвано отсутствием хороших сортов песка в этой части Италии. Пуццоланы оказались лучшим вяжущим средством в растворе, так как придавали ему водонепроницаемость, прочность и способствовали его быстрому схватыванию. Первоначально бетон использовался только для заполнения пространства между стенами из тесаного камня. Размеры камней, закладываемых в бетон, постепенно уменьшались, смесь становилась все более однородной и бетон превращался таким образом в самостоятельный строительный материал, хотя облицовка наружных поверхностей камнем сохранялась. Первоначально поверхность стены состояла из небольших камней неправильной формы, связанных с ядром стены и друг с другом бетонным раствором. Это так называемая неправильная облицовка— инцерт (opus incertum). Постепенно появляется (с 90-х годов I в. до н.э.) тенденция придавать камням все более правильную форму и, наконец, с середины I в. до н.э. входит в употребление ретикулат — сетчатая кладка (opus reticulatum), при которой внешняя поверхность бетонной стены облицовывается небольшими, тщательно уложенными камнями пирамидальной формы. Плоские основания их выходят наружу и образуют сетчатый узор, а остроконечные концы погружены в бетонное ядро стены (рис. 5). Углы стен и притолоки проемов образовывались кладкой из крупных блоков. Образцы ранней бетонной техники дошли до нас в небольшом числе. Это объясняется тем, что первоначально бетон использовался главным образом не в монументальных постройках, а в жилищах и мелких сооружениях, для которых был нужен быстро получаемый и недорогой стеновой материал. Техника бетона имела еще и то преимущество, что она требовала гораздо меньшего числа квалифицированных строительных рабочих и позволяла широко применять труд рабов.
Параллельно шло развитие арочно-сводчатых конструкций, которые применялись еще в архитектуре древнего Востока, иногда встречались и в Греции (Приена, Пергам и др.). Вопрос о том, привнесены ли арочно-сводчатые конструкции в архитектуру Рима извне или самостоятельно изобретены римскими архитекторами, нельзя в настоящее время считать окончательно решенным.
Первое появление клинчатой арки в Риме относится к IV в. до н.э. В III—II вв. до н.э. число арочно-сводчатых конструкций возрастает, особенно увеличивается оно с конца II в. до н.э.
Соединение бетонной техники и арочносводчатых конструкций, давшее невиданные ранее возможности, оказало огромное влияние на развитие римского зодчества. Только с помощью подобной строительной техники можно было создать такие выдающиеся архитектурные сооружения, как римские акведуки, Колизей и Пантеон.
|
Формирование систем перекрытий: а - римский крестовый свод: б - вспарушенный свод на четырех опорах: в - вспарушенный свод на восьми опорах, г - купол на парусах; д - купол на парусах с погашением распора боковыми полукуполами; е - крестовокупольная система перекрытия.
|
Архитектура Римской республики
История Римской республики охватывает период от конца VI в. до н.э. до 27 г. до н.э., т.е. от изгнания царей этрусской династии в 509 г. до н.э. до возникновения Римской империи. Территория республики не была постоянной и постепенно расширялась по мере развития римской государственности.
Первоначально Рим являлся обычным городом-государством, входившим в союз городов Лация (одна из областей средней Италии), затем под его властью объединяются все области Италии, Греция, Македония, Испания, Малая Азия, Галлия, часть Северной Африки, Сирия. В конце периода республики все Средиземноморье подчинено Риму.
История рабовладельческой Римской республики — это непрерывная борьба, как внутренняя, так и внешняя. Социальная борьба в Риме проходит несколько этапов и определяется различными факторами. В первый период — это конфликт между старой знатью — патрициями, сгруппировавшимися вокруг высшего органа власти — сената, и рядовым населением города, лишенным политических прав, — плебеями. Получение плебеями всех формальных прав римских граждан только изменяет характер противостоящих друг другу социальных и политических группировок. В новую правящую группу (нобилитет) сливаются патриции и богатые плебеи, антагонистом которых выступает безземельное население Рима. Реформы братьев Гракхов (II в. до н.э.) не смогли надолго задержать этот процесс, и в I в. до н.э. социальные противоречия обостряются до предела. Другим важным фактором политической истории Рима является стремление знати завоеванных Римом италийских городов (в первую очередь городов Лация, по этническому составу населения и по культуре близких Риму) к получению ею прав римского гражданства. И, наконец, огромное значение имела постоянная незатухающая борьба рабов против рабовладельцев. Многообразная по формам, она достигла своего апогея в двух восстаниях в Сицилии (II в. до н.э.) и грандиозном восстании Спартака (I в. до н.э.).
Внутренние социальные конфликты постоянно сопровождались внешними войнами, в которых Рим чаще всего выступал как агрессивная сторона. Наиболее тяжелыми для Рима были борьба с нашествием галлов (конец IV в. до н.э.) и три Пунические войны с сильнейшей морской державой западного Средиземноморья Карфагеном (III—II вв. до н.э.). Особенно опасное положение сложилось во время второй войны, когда карфагенский полководец Ганнибал поставил Рим на грань катастрофы.
Острейшие внутренние противоречия в течение I в. до н.э. вылились в целый ряд гражданских войн, вызванных невозможностью существования на старых основах грандиозной Римской державы. Старые формы социальной организации города-государсва, разросшегося до огромных размеров и поставившего в те или иные формы зависимости почти все Средиземноморье, пришли в противоречие с новой действительностью. Необходимость кардинальной реорганизации политического строя Рима, консолидации всего класса рабовладельцев перед лицом угнетенных масс породила Римскую империю. Многие полководцы республики конца II—I в. до н.э. стремились в той или иной форме обеспечить себе единоличную власть: Марий, Сулла, Помпей, Цезарь, Антоний. Это удалось лишь Августу (30 г. до н.э.— 14 г. н.э.).
В создании римской культуры республиканской эпохи участвовали не только римляне, но и многие покоренные ими народы, иногда стоявшие на более высокой ступени культурного развития. Особенно велик был вклад греков южной Италии и Сицилии (Великой Греции) и этрусков.
Период республики — это время становления римской культуры и, в частности, архитектуры. Римская культура не имела столь яркого Творческого начала, которое было присуще культуре Греции. Но отличительной особенностью римских зодчих была способность тщательно отбирать, усваивать и перерабатывать в соответствии со своими потребностями и традициями типы зданий, архитектурные формы и композиционные приемы, выработанные другими народами.
Местные латинские особенности и этрусские традиции составили основу римской культуры, которая в дальнейшем развивалась под постоянным и все более сильным влиянием культур покоренных народов. В эпоху республики главное воздействие оказывали греческая и эллинистическая культуры, богатейшее наследие которых и живая практика греческих мастеров постоянно питали римскую культуру.
В этот сложный период поисков и формирования собственных типов сооружений и архитектурных форм, соответствующих специфическим потребностям римского жизненного и государственного уклада, римлянами были восприняты у греческой и эллинистической архитектуры и преобразованы ордерная система, различные типы зданий (храмов, театров и др.), перистиль в общественных сооружениях (форумы, термы, мацеллумы) и в жилище, а также мотивы и техника архитектурного декора, скульптуры и живописи.
Для римских зодчих было характерно смелое развитие конструктивной мысли, быстрое совершенствование строительной техники и высокое инженерное мастерство. Рационализм, присущий римским зодчим, проявился и в их исключительном умении тонко учитывать и максимально использовать все особенности участка — его рельеф, ориентацию, инсоляцию, микроклимат, наличие источников воды и т.д. Особенно это выразилось в римском жилище, театре и в термах. Чрезвычайно велика роль пейзажа в римской архитектуре, умение включить архитектуру в природу.
Анализ зодчества республики позволит проследить, как на основе некоторых типов зданий, отдельных композиционных и декоративных элементов, воспринятых из этрусской, греческой и эллинистической архитектуры, складывались характерно римские типы сооружений. Формирование многих из них завершилось уже к концу I в. до н.э.
К концу республики в основном закончился процесс формирования римской архитектуры. К этому времени были выработаны римская схема города и главные типы общественных, жилых, инженерных и погребальных сооружений, сформулированы свои композиционные принципы, создан свой архитектурный язык и декоративная система, а освоение бетона и разработка сводчатых конструкций открыли перед зодчими большие возможности.
Уже в этот период ярко выразился рационалистический характер римского зодчества, главенство в нем функционального начала, которое определяло и план, и архитектурное решение зданий, и дифференцированное употребление строительных материалов, и особенно их декора.
В I в. до н.э. наметился переход к более крупному масштабу сооружений, к монументальности архитектурного образа и к большому пространственному размаху ансамблей.
Архитектура Римской империи
Период гражданских войн I в. до н.э., порожденных грандиозными социальными столкновениями, закончился при Августе (30 г. до н.э. — 14 г. н.э.) созданием в 27 г. до н.э. новой общественной и государственной системы — империи, просуществовавшей около пяти столетий. Это было время наивысшего расцвета рабовладельческой формации и начала перехода к феодализму.
Римская империя охватывала огромные территории, населенные различными народами, находившимися на разном уровне социально-экономического и культурного развития. При всем разнообразии провинций Римская империя создавала необходимое государственное и в известной мере социально-экономическое, идеологическое и культурное единство.
Ранний период империи (от Августа до середины III в. н.э.), или период принципата, характеризовался укреплением абсолютной императорской власти, которая вначале маскировалась подчеркнутым сохранением некоторых внешних республиканских форм и обычаев. Оппозиция со стороны сенаторской знати неоднократно приводила к террору (при Тиберии и Нероне), а в 68—69 гг. приняла форму гражданской войны, кончившейся приходом к власти Флавиев. Постепенно происходит консолидация господствующего слоя рабовладельцев, привлечение в его состав италиков, а затем и разноплеменных провинциалов путем широкого распространения прав римского гражданства среди свободного населения империи. Успехи в романизации провинций, сплачивавшей их с Римом, в целом успешная внешняя политика и подавление движений рабов и восстаний в Иудее, Иллирии и Африке — все это привело к временной стабилизации социальной системы Римской империи. Быстрый экономический расцвет провинций обусловил, с одной стороны, процветание Италии и главным образом Рима, живших за счет их эксплуатации. С другой стороны, он обуславливал выдвижение представителей провинциальных рабовладельцев на авансцену политической жизни империи. Многие из них входили в сенат, а в конце I в. императором впервые становится провинциал — ибериец Траян (98—117 гг.). При нем и его преемнике Адриане (117—138 гг.) империя достигает своего наибольшего расцвета. Рабовладельческая знать Италии и провинций окончательно отказывается от притязаний на республиканские вольности; ее идеалом становится «хороший император». Подготовленный развитием императорского культа, утверждается монархический принцип. Все большее значение приобретает создаваемый императорами бюрократический аппарат. Провинциальные города, сохраняя старые формы городского самоуправления, находились под строгим контролем императорских наместников.
Вместе с тем противоречия рабовладельческой системы в период принципата отнюдь не были сняты. Они были только загнаны внутрь и приняли новые, своеобразные формы. Среди рядового населения, в том числе рабов и свободных бедняков, широко распространялись мессианистические верования. В них потерявшие надежду на реальное избавление низы давали выход своему отчаянию и своей ненависти ко всему существующему строю. Самым крайним из таких учений стало христианство, первоначально полностью отвергавшее и социальный строй, и идеологию империи. Ярким симптомом приближающегося кризиса стало всеобщее усиление религиозности, распространение мистики, столь чуждой ранее античному мироощущению. Среди утратившей свое политическое значение знати стала популярной стоическая философия с ее учением о внутренней свободе человека, не зависящей от его социального положения.
Борьба угнетенных масс продолжалась постоянно. Центрами ее стали недавно завоеванные провинции — Иудея, Иллирия, Паннония, Африка, восстания в которых были жестоко подавлены. Во II в. Траян осуществил последние большие завоевания империи. Но уже при Адриане весьма важной стала задача обороны границ, на которые усилился натиск «варварских» племен. Все явственнее становились симптомы надвигающегося кризиса. Экономика Италии стала клониться к упадку, несмотря на все меры императорских властей. Крестьянство разоряется, все большую роль играют огромные поместья рабовладельческой знати — латифундии, в сферу влияния которых попадают крестьяне. Замечаются признаки упадка городов.
Период принципата завершается династией Северов (193—235 гг.). Империя превращается в военную монархию, опирающуюся только на грубую силу. Третий век в истории Римской империи был временем жесточайшего социального и политического кризиса, проявившегося как в восстаниях угнетенных масс, так и в непрерывной борьбе претендентов на императорский трон, росте сепаратизма провинций, тяжелейших внешних поражениях.
Последним периодом известной стабилизации империи был период домината, начавшийся с правления Диоклетиана (284—305 гг. н.э.), когда полностью сформировалась позднерабовладельческая государственность с безграничной абсолютной властью обожествляемого монарха и жесткой бюрократической системой, поставленная на службу новому слою феодализирующейся знати. В правление Константина (306—337 гг. н.э.) эта социальная система дополняется новой идеологией — христианством; оно сначала признается равноправной, а затем единственно допустимой в пределах империи религией. Христианство из силы оппозиционной превращается в силу, освящающую существующий строй.
В это время начинается процесс постепенного распада империи. Провинции все больше обособляются, в связи с чем в культуре и искусстве сильнее начинают проявляться местные черты, местное своеобразие. Вместе с тем провинции, особенно восточные и африканские, продолжают сохранять известный уровень процветания, в них еще ведется широкое строительство.
Период стабилизации империи не мог быть длительным. Разложение рабовладельческой формации привело к резкому ослаблению государства, разрушенного на западе в V в. н. э. походами варваров. На востоке феодализация социального строя превратила Восточную Римскую рабовладельческую империю в феодальную Византийскую.
Архитектуру эпохи империи характеризуют монументальность и большой пространственный размах сооружений и их комплексов, соответствующий возросшему значению государства. Развитие сводчатых конструкций и применение бетона в качестве основного строительного материала обусловили грандиозный масштаб зданий сравнительно с постройками республики.
Период империи явился временем полного развития сформировавшихся при республике типов сооружений (лагеря, форума, базилики, терм, театра, амфитеатра, цирка, моста и акведука) и широчайшего распространения их по огромному римскому миру. Этому способствовало полное соответствие конструкции и архитектурной формы главных типов сооружений их функции, которое было достигнуто к концу I — началу II в. н.э. Стандартизация элементов и декора и в совершенстве отработанные приемы строительной техники позволяли возводить постройки в кратчайшие сроки. Отсюда проистекала необычайная быстрота распространения римской культуры. Едва укрепившись в завоеванной стране, римляне тотчас проводили туда отличные дороги и строили в опорных пунктах все свойственные римскому образу жизни сооружения: от форума до терм и амфитеатра. Эти сооружения были активными проводниками римской культуры, обычаев и идеологии, особенно в западной части империи, где не было иной культурной традиции. Римская архитектура гибко приспосабливалась к местным особенностям. В свою очередь отдельные черты зодчества провинций были восприняты римской архитектурой. Процесс взаимопроникновения культур происходил в течение всего периода империи. Сначала местные элементы в постройках провинций почти не проявляются, поэтому трудно провести грань между римской архитектурой в Италии и в провинциях. Постепенно они усиливаются, оказывая к концу эпохи значительное влияние на архитектуру метрополии.
Наиболее сильное воздействие на римское зодчество всегда оказывала Греция. Эллинская культура усваивалась Римом постоянно, но в разной степени: наряду с периодами глубокого усвоения и переработки типов греческих зданий, ордера и декора были периоды поверхностного увлечения греческим искусством и эклектического заимствования его отдельных форм. Установившийся в искусстве начала империи так называемый Августов классицизм был официально насаждаемым стилем, призванным в спокойных идеализированных формах классики прославлять существующий режим, твердую власть императора, обеспечившего мир усталому от гражданских войн римскому обществу. Лозунг «римский мир», провозглашенный Августом, определил официальную идеологию ранней империи. Он заключал в себе идею порядка, возврата к простоте ранней республики, к традиционным формам религии и морали. Строительная деятельность Августа была целиком подчинена его пропагандистской политике, которая должна была внушить народу мысль об императоре как оплоте римской государственности и хранителе национальных устоев и святынь. Он не только восстановил 82 храма, но и выстроил ряд сооружений — монументальный алтарь Мира на Марсовом поле, триумфальную арку Августа на Римском форуме, величавый форум Августа и грандиозный мавзолей, классические рельефы и надписи которых представляют его как миротворца, самого могущественного в ряду римских государственных деятелей и прямого преемника рода Юлиев, ведущих происхождение от Венеры и Марса.
О том, насколько сознательной и сильной была в начале империи ориентация на строгую ясность и спокойную упорядоченность греческой классики и какое большое государственное значение придавалось зодчеству, свидетельствует трактат римского военного инженера и архитектора Витрувия, работавшего во 2-й половине I в. до н.э. Витрувий составил обобщающий трактат «Десять книг об архитектуре», который после столетий забвения был найден итальянским гуманистом Поджо Браччолини в библиотеке Сен Галленского монастыря. Напечатанный впервые в эпоху Возрождения, трактат Витрувия не перестает с тех пор издаваться и исследоваться. В новое время о трактате Витрувия создалась целая научная литература, но различные части трактата изучены неравномерно. Полнее всего разработана еще в эпоху Возрождения в трактатах Альберти и других теоретиков Возрождения античная теория ордера. Меньшее внимание было проявлено в прошлом к теоретическим положениям трактата Витрувия, извлеченным им из сочинений выдающихся древнегреческих архитекторов, имена которых сам Витрувий приводит в предисловии к седьмой книге своего трактата. Среди них фигурируют и Иктин — зодчий Парфенона, и строитель Пирейского арсенала Филон, и знаменитый строитель ионических храмов Гермоген, и многие другие зодчие, оставившие и выдающиеся архитектурные сооружения, и книги, излагающие теоретические основы архитектуры и описания созданных ими сооружений. Вместе с тем Витрувий уделяет очень мало внимания архитектурным достижениям своего времени. Так, своды у него фигурируют лишь как перекрытие подвалов и как подвесные легкие своды во внутренней отделке. Витрувий умалчивает о таких выдающихся сооружениях своего времени, как храм Геркулеса в Тибуре, театр Марцелла, Пантеон, термы Агриппы. Это объясняется тем большим значением, которое в его время придавалось изучению и использованию греческого архитектурного наследия. Поэтому при описании различных видов архитектурных сооружений он прежде всего ссылается на греческий опыт, приводит исторические данные и имена греческих авторов, чего он почти не делает для произведений римский архитектуры.
Холодно официальный и академичный стиль Августова классицизма господствовал и при его преемниках. Но уже в 30-е годы I в. н.э. как реакция на статичность уравновешенных форм классицизма с их полированной мраморной поверхностью в архитектуре распространяется увлечение тяжеловатыми пропорциями и контрастным сопоставлением грубой необработанной фактуры каменной облицовки и гладких поверхностей пилястр и полуколонн. Во 2-й половине века при Флавиях возобладал вкус к динамическим архитектурным формам, к чередованию выступающих и отступающих плоскостей, к раскреповкам антаблемента, введению в архитектуру насыщенного фигурами многопланового горельефа и к сильной игре светотени. В дальнейшем этот живой полнокровный стиль постепенно приобрел черты сухости и огрубения. Предпринятая Адрианом попытка вывести искусство из застоя путем механического сочетания римских форм с архитектурными и декоративными формами Греции и эллинистического Востока привела лишь к эклектике.
Последние столетия империи характеризуются развитием сложных архитектурных комплексов (термы, виллы) и дальнейшей разработкой разнообразных сводчатых и купольных конструкций. В то же время архитектурные формы и слишком обильный декор сооружений не всегда соответствовали особенностям их конструкции, а противоречие между тщательностью оформления интерьера и невыразительностью внешнего объема многих зданий поздней империи так и не было преодолено.
Со II в. н.э. все большее влияние на характер римской архитектуры оказывает зодчество провинций. Императоры — выходцы из провинций — вкладывали большие средства в строительство на родине, вне Италии. Постепенно Италия перестает быть центром развития римского зодчества, а к концу империи объем строительства в провинциях был значительно большим, чем в Италии. Политический распад Римской империи на ряд разнообразных по своей экономике и культуре областей сопровождался усилением местных традиций. В дальнейшем это определило своеобразные пути развития зодчества в каждой области.
За девять столетий своего развития римская архитектура отразила ряд постепенно трансформирующихся особенностей жизни римского общества, проделавшего с течением времени значительную политическую, социально-экономическую и культурную эволюцию.
Монументальные формы и величавый масштаб римских сооружений, разбросанных по всей территории обширной империи, убедительно выражали силу Римского государства и могущество его оружия.
Новые типы общественных сооружений, созданные римской архитектурой, ко II в. н.э. настолько откристаллизовались, их конструкция и образ так полно соответствовали назначению, что они надолго предопределили дальнейшее развитие этого рода зданий. Рациональность типологических решений, выработанных римским зодчеством, послужила причиной редкой устойчивости многих архитектурных типов. Европейские театры нового времени долго воспроизводили без существенных изменений тип римского крытого одеона; триумфальные арки и колонны, рожденные победами римских императоров, с успехом применялись в европейской и русской архитектуре XVIII—XIX вв., а современные стадионы весьма близки к своему прототипу — римскому амфитеатру.
Высокое инженерное искусство римских зодчих и достижения римской строительной техники обусловили поразительную долговечность многих созданных ими сооружений. До нашего времени сохранились и продолжают использоваться не только Пантеон — величайшая купольная ротонда античного мира, не превзойденная до нового времени, но и ряд других культовых и зрелищных сооружений Римской империи, а также некоторые римские мосты, дороги и акведуки.
Большинство наиболее значительных римских сооружений было возведено в период процветания империи, когда непрерывные завоевательные войны давали постоянный приток рабов. Возможность направлять на строительство огромные массы рабов имела следствием быстрое развитие бетонной техники. При больших затратах физического труда эта техника позволяла в короткий срок возводить гигантские сводчатые сооружения. Этому способствовали исключительная четкость и рациональность в организации и производстве строительных работ. Римские постройки из бетона обладали не только необходимым, но зачастую чрезмерным запасом прочности. Частичная или полная гибель многих построек римлян вызвана не столько действием всесокрушающего времени и сейсмическими условиями Италии, сколько варварскими усилиями людей (Колизей, вилла Адриана и множество других сооружений в течение ряда столетий использовались как каменоломни для добычи готового строительного материала).
Римское зодчество довело чисто инженерные сооружения до уровня архитектурных произведений, игравших немаловажную роль в ансамбле города (мосты и акведуки Рима и других городов империи).
Римская архитектура решила проблему создания большого внутреннего пространства с центральной частью, перекрытой крестовыми сводами, распор которых воспринимался системой главных и второстепенных ячеек. Подготовленная конструктивными решениями центральной части ряда терм и биржи Траяна, эта проблема была разрешена в базилике Максенция. Конструкция этой базилики легла в основу культовых сооружений раннехристианской, византийской и последующих архитектурных эпох. Важнейшее значение для дальнейшего развития зодчества имела также разработка центрально-купольной системы, осуществленная в зданиях терм, нимфеях, храмах, мавзолеях и гробницах.
Введенное римскими зодчими сочетание ордера с аркой и сводом расширило сферу применения ордера и создало новые возможности архитектурной композиции. В лучших произведениях римской архитектуры с классической ясностью и простотой нашли выражение соответствие функции здания его конструкции и архитектурному образу, монументальность и подлинное величие.
Роль римского наследия в мировой архитектуре чрезвычайно велика. В течение столетий памятники римского зодчества, являющиеся живым воплощением античной традиции, воздействовали на зодчих самых различных исторических эпох. Мера их воздействия была не одинаковой в разные периоды, но на почве Италии античная традиция оставалась непрерывной. Впервые глубокое изучение античности началось в эпоху Возрождения. Зодчие XV — 1-й трети XVI в. тщательно обмеряли, зарисовывали и анализировали римские памятники, стремясь раскрыть лежащие в их основе законы прекрасного и постигнуть принципы архитектурной композиции и приемы утраченного мастерства (прежде всего методы возведения зданий, перекрытых куполом большого диаметра). Особенно пристальному изучению подверглись центрические сооружения римлян (гробницы, нимфеи, храмы-ротонды), служившие отправной точкой для построения «идеальных» по своей симметрии и уравновешенности зданий. Эти замкнутые гармонические архитектурные объемы не только наиболее полно выражали эстетические устремления зодчих Ренессанса, но, как показали исследования, обладали в то же время максимальной антисейсмичностью.
Римский ордер как основной элемент архитектурного языка был в центре внимания мастеров Возрождения. Доскональное изучение и переосмысление античной ордерной системы было той необходимой основой, которая сделала возможным создание новых ордерных форм и выработку иных принципов их применения, соответствовавших требованиям эпохи, весьма отличной от античности.
Принципы осевой композиции, террасного расположения зданий и ансамблей и взаимодействия архитектуры и природы, развитые римским зодчеством, а также своеобразные архитектурные формы ряда римских гробниц были усвоены и по-новому блестяще претворены архитектурой барокко.
Роль римской архитектурной теории как наследия очень велика в мировой архитектуре. С XV в. трактат Витрувия тщательно изучался и комментировался. Многие итальянские зодчие XV—XVI вв. давали собственные истолкования ряда существенных положений трактата, который оказал значительное воздействие на становление архитектурных принципов и эстетических идеалов Возрождения. С течением времени по мере все более глубокого овладения наследием зодчество античного Рима в сознании теоретиков и практиков Возрождения возвышалось до уровня совершенного и вечного эталона прекрасного. Это убеждение, красноречиво изложенное Палладио, впоследствии легло в основу теоретических концепций и творческой практики классицизма, прошедшего долгий и сложный путь и явившегося необходимым этапом в архитектуре большинства стран Европы.