1.1 Мегалитические сооружения
Одно из древнейших и величайших достижений человечества — рождение архитектуры. Впервые архитектура родилась в эпоху палеолита. В этот период времени, примерно до 12—10 тыс. лет до н.э., человек формировался как разумное существо. Именно в этот период развития человеческого общества родилось осмысленное людьми пространство, которое мы сейчас называем архитектурой. По сути в этот период архитектурой называлось покорение природного пространства путем придания ему нового человеческого смысла.
Люди объединялись в родовые общины, где главенствующую роль играли женщины. Эта эпоха родового общества называлась матриархатом. Форму хозяйствования в этот период можно определить как присваивающую. Охота, рыболовство, собирательство являлись основными способами для человека добывать себе пищу.
Человек еще не был скован ни земледелием, ни животноводством, поэтому и жилище человека эпохи палеолита выбиралось на непродолжительное время. Обычно это была пещера, землянка либо шалаш. В эпоху верхнего палеолита, от 40 до 10 тыс. лет до н.э., появляются очень интересные жилые строения. Французский историк и археолог де Люмлей открыл в пещере Грот де Лазарет в окрестностях Ниццы особый тип жилья. В пещере был оборудован шалаш, который опирался на интересную конструкцию. Вертикальные балки стоек удерживались на земле при помощи камней. На них были уложены балки перекрытия, которые другим концом упирались в выступы в стене пещеры. При этом данная конструкция шалаша не примыкала вплотную к стене пещеры, что спасало ее от просачивавшейся по стене пещеры воды. Остов шалаша обтягивался шкурами животных. Кроме того, в этом жилом помещении впервые появилось зонирование пространства.
Очаг помещался при входе в пещеру, что предохраняло конструкцию шалаша от возможного пожара. Кроме этого внутри шалаша был выделен тамбур, или сени. Таким образом, можно сказать, что шалаш в пещере Грот де Лазарет есть пример зарождения первого функционального разделения жилого пространства, а конструкции опор есть первичная стоечно-балочная система.
В эпоху неолита происходит изменение жизненных условий человеческого общества. Потепление климата привело к тому, что людям стало выгоднее заниматься земледелием, в результате возникают первые стационарные жилые поселения и первые религиозные архитектурные сооружения. До наших дней сохранилось множество интересных архитектурных религиозных ансамблей эпохи неолита. Все эти сооружения подразделяются на три основных архитектурных типа. Это менгиры, дольмены и кромлехи.
Надо отметить, что все эти сооружения первобытного времени несут в себе определенный религиозный сакральный смысл.
Менгиры — это сооружения в форме вертикально стоящих столпов высотой около 20 м, с заостренными или закругленными верхними концами, иногда историки-религиоведы склонны видеть в менгирах религиозный символ древнего кельтско-славянского культа Рода и Роженицы, так называемый фаллический культ. Археологи считают, что менгиры обозначали места погребения предков того или иного рода и поэтому являлись объектами религиозного поклонения (рис. 1.1).
Дольмены — это сооружения, составленные из нескольких камней, перекрытых одной или двумя горизонтальными плитами. Они представляют собой погребальную камеру. Дольмены тоже несли в себе некий религиозный смысл, и можно даже говорить о том, что великие египетские пирамиды — своеобразные наследники дольменов, так как еще в эпоху Шумерского царства стали появляться сырцовые усыпальницы, созданные для ≪нужд вождей и царей≫. Эти усыпальницы были созданы в форме именно дольменных сооружений. Это были огромные сооружения, составленные по кругу из огромных многотонных камней, перекрытых тщательно обработанными каменными блоками. Надо отметить, что последнее по времени мегалитическое сооружение дольменного типа было возведено уже в 532 г. н.э. Этим сооружением является мавзолей готского короля Теодориха Великого. Готы, имевшие перед своими глазами величайшие памятники римского периода, тот же мавзолей Галлы Плацидии, так и не смогли воспользоваться этим наследием, и знаменитый мавзолей Теодориха перекрыт куполом, который создан по типу мегалитического горизонтального каменного дольменного блока (рис. 1.2).
Кромлехи представляют собой большие каменные круги, составленные из тяжелых глыб выше человеческого роста. Их можно найти практически во всех частях Европы — от Соловецких островов Белого моря до Сардинии и от Испании до побережья Каспия. По мнению археологов, наибольшее количество кромлехов сохранилось в Великобритании, их там несколько сотен. Наиболее знаменитый кромлех — это всемирно известный Стоунхендж под городом Солсбери (рис. 1.3). Пожалуй, это самый известный кромлех, который можно назвать первым архитектурным сооружением, подвергавшимся реставрации в конце XV столетия. Однако наиболее впечатляющим кромлехом является сооружение, расположенное в 350 км от Стоунхенджа в местечке Арбор Лоу. В отличие от Стоунхенджа кромлех Арбор Лоу окружен еще и большим рвом. Это дает возможность предположить, что кромлех в Арбор Лоу является не только религиозным, но и оборонительным сооружением.
На евразийских просторах мы тоже имеем интересные архитектурные памятники, которые говорят нам о кочевом характере культуры первобытных народов Евразии. Это так называемые погребальные скифско-сарматские и славянские курганы, а также погребальные курганы монгольских народов. По сути, курган не только играл роль мемориального памятника, который хранит память о погребенных в нем предках, но и являлся единственным ориентиром на огромных пространствах Евразии.
В конце эпохи неолита появляются и стационарные жилые постройки. Есть мнение, что термин ≪строить≫ изначально обозначал соединение трех опор — подобная жесткая конструкция вполне пригодна для шалаша. Однако более основательным считается, что русское слово ≪зодчество≫ происходит от иранско-славянского корня ≪зед≫, обозначавшего различные изделия и объекты из глины. Как мы знаем, на юге, на землях трипольской культуры (современная центральная Украина), дома именно лепили из глины, либо обмазывали глиной плетеные конструкции, либо лепили из необожженного кирпича и к тому же ставили эти дома на сваях по берегу Днепра, что давало возможность защищаться от внезапного нападения (рис. 1.4). Подобные методы строительства жилых домов были характерны не только для трипольской культуры, но и для эпохи Шумерского царства, периода Раннего и Древнего царств в Египте, первобытного Китая.